Сад в восточном стиле

Сад в восточном стиле

Сад в восточном стиле

Восточный сад начинается, прежде всего, с философии природы, уравновешенности внутреннего мира, умения созерцать окружающую природу. Ибо в терпении, умиротворённости, в проникновении в суть ландшафта, в ощущении гармонии между собой и природой скрывается основа восточной садовой или парковой, да и просто общей философии, но которая ярче всего проявляется именно в создании сада. Восточный стиль в садовом дизайне выражается, прежде всего, в умении тонкого и чуткого облагораживания человеком природного ландшафта.

Главная идея китайской традиции ландшафтного проектирования сада — создать уголок естественной природы, доведённый до совершенства в соответствии с определёнными эстетическими критериями, который должен настроить на философские размышления о смысле жизни и окружающем мире. Многоплановость созданной композиции сада, независимо от его масштаба, должна вызывать смену эмоций в душе. Пейзаж созданных садов в восточном стиле это обязательно плавные линии, водоёмы, мягкие формы, свободно растущие растения. Архитектурные сооружения подчёркивают особое настроение ландшафта.

Особая философия восточного сада

История создания садов в Китае, исходя из данных доступных источников, насчитывает порядка 4 тысяч лет. Разработанные китайскими садовниками подходы к использованию естественного (природного) ландшафта, как и в целом географической основы и/или искусственного создания «естественной природы» в малом объёме, найдены способы достижения проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных и исторических (особенно императорских и монастырских) садах и парках.

Главная идея китайского сада — это умение автора передать мир живой природы в рукотворной миниатюре. Как это сделать и воплотить в жизнь — это уже мастерство садовника (садовода). Китайцы говорят: «… Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства», или еще: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». По-китайски лаконично отточенные фразы — ключ к пониманию тонкостей контакта человека с природой. Ибо сама природа — вот неисчерпаемый источник для вдохновения, всё порождающей магической философии основ сада. Сад, как таковой, должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь в звучание этих словосочетаний. Вчитайтесь вдумчиво. Настройтесь на определённый, философский лад.

Мастерство садовника должно заключаться в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и выражения каждого из них. «Смотри вокруг, смотри в себя» — это краеугольный камень при создании своею особого сада в восточном с тиле. Ибо даже хаос в природе — и тот красиво организован. Ну а сад, как и любая цветочная композиция — просто обязаны быть гармоничными во всём — по идее, мысли, цвету, форме, объёму, линиям.

Отличительная черта именно восточного стиля в саду — формирование культурных ландшафтов, но так созданных, чтобы взгляд не замечал его рукотворность. Восточный Сад — это место медитации, релаксации, отдохновения.

Сад в восточном стиле

Основные элементы восточного стиля

В Китае можно выделить шесть основных типов садов: при императорских дворцах, императорских гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады учёных-философов. При этом в каждом регионе, в каждой провинции свои традиции, стиль и характер садовника и, выражаясь современно, ландшафтного дизайнера.

Второе направление — проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоёмов и водопадов, мостов и мостиков, рукотворных скал или гор. В таких садах обязательна организация высадок растений большими группами, пересечёнными извилистыми дорожками, «речками или ручьями», визуально и территориально разделёнными. В садах высаживают группами миндаль, яблони, вишни, сливы, декоративные персики, древовидные пионы, розы, лагерстремии, сирени или другие красивоцветущие древесно-кустарниковые виды растений.

Основная воплощаемая идея ландшафтного восточного сада «… чтобы, проходя садом, в каждой новой точке обзора, за его видимыми пределами, имелся (хоть зрительно) ещё и следующий новый вид (ландшафт)». Важно в саду создать иллюзию его «безграничности», но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, и при этом без пустых и потерянных мест. В саду важно организовать такие места, которые всегда будут притягивать, завлекать, создавать настроение.

Водная стихия

Шум падающей воды — обязательная принадлежность китайского сада. Ибо ничто так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии, как шум падающей воды. «Вода», например, в садах Китая, постоянная спутница. Вода — стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстаёт в двух качествах. Это и зеркало мира, воплощение покоя. При возможности — делают водоём со стоячей водой. Но вода это и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Это речка или водопад. Восточный стиль сада предполагает наличие в нём как «живой» воды — водопада, гак и «водной глади» — водоёма.

Водоёмы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от зрителей. Императорские павильоны (беседки) на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова. Это создавало впечатление, что они «вырастают» прямо из воды. Создаётся особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водотоки перекинуты «верблюжьи» или «горбатые» мостики. Значительная часть пространства водоёмов занята нимфеями и лотосами, или касатиками вдоль береговой линии.

Живая вода — водопады, могут быть созданы с помощью фигурной крыши и стоков. Во время дождя можно слушать всевозможные оттенки «шума падающей воды». Крыши павильонов в Китае строят таким образом, чтобы дождевая вода низвергалась с них и выглядела как настоящий водопад.

Сад в восточном стиле

Камни как предмет пейзажа

Камень — сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества. Он был создан природой, но поддаётся обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды, а также знаки человеческого присутствия — архитектурные сооружения». В Китайской садовой традиции камень — это «чистая энергия Неба и Земли». Поэтому камню в саду уделяется важное место. Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно — точно и в нужном месте его расположить. Камни в саду позволяют реализовать идею — «микромир в конкретном месте».

Сад в восточном стиле

Камень может быть один. Большой. Но очень красивый. Он может быть расположен на подставке. Он может быть вписан в композицию. Но это также может быть и самостоятельная композиция из камней, самого разного размера, цвета, фактуры и т.д. Особо ценны камни с переливами, узорами, с вкраплениями разнообразных цветов. Такие камни становятся ценными с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной — это уже и вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.

Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования каких-либо растений. Китайские философы но этому поводу говорили: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения — это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг — нетронутая природа».

Сад в восточном стиле

Ограждения и ворота

Сады, особенно в Китае, принято обязательно огораживать, поскольку это символ рая на Земле. Стена (ограда) выделяет особое пространство именно сада, и делает его «миром в мире». С практической точки зрения, это граница усадьбы или земельных владений. Создаётся же она как часть окружающего ландшафта, всегда строится с таким расчётом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Посмотрите на Великую Китайскую стену — и все вопросы отпадут сами собой.

Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Они могут быть даже без стен или какой-либо ограды. Ворота сами по себе — это символ, это Знак, это уровень.

Павильоны

Восточный сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Это могут быть самые разнообразные по размерам сооружения: павильоны и беседки, длинные крытые дворики или крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде. Тем не менее, в пространстве сада нет никаких нарочитых сочетаний и композиций. Всё подчинено идее созерцания из любой точки. Всегда важно, чтобы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем. Оно должно логично вписываться и не быть акцентом.

Проходы, окна

Во многих районах Китая существует правило придавать проёмам и проходам разную форму: круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или тыквы-горлянки и т.д. Дом открывается саду через окно, а сад также через окно входит в дом. Разная форма окон — разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и наружного.

Надписи

Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Это особое садово-парковое искусство, связанное и с литературой: надписи — обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада, и с особым восприятием самого сада. Точнее — той или иной его экспозиции. Часто перед наиболее красивыми частями парка или коллекцией-экспозицией стоит такой камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. Стихотворные вирши могут быть воплощены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада. Слово, знак или иероглиф в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как нечто значимое, важное. Он может быть начертан на камне (самого разного размера), на стволе дерева, на стене сада (строения). Этот символ обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, «нести счастье и радость, душевный покой и равновесие».

Растения

Восточный сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец — тем богаче флористический состав сада. Сад включает большое число декоративных, красивоцветущих, декоративно-лиственных, разных вечнозелёных хвойных растений. Сад имеет также вкрапления небольших плантаций не только плодовых деревьев (выращиваемых не только ради красивого цветения, как персики, сливы, а как раз ради съедобных плодов, как, например, хурма с её многочисленными сортами, у которых плоды разной интенсивности окраски и многообразию форм), но и участки с лекарственными растениями.

Распределять по местам, а также степени «любви» и предпочтений те или иные растения в саду — неблагодарная задача. Но есть некоторые символичные виды, которые определяют, пожалуй, «первую пятидесятку» наиболее часто используемых родов.

Хвойные: сосны, пихты, можжевельники, гинкго, плосковеточник и др. — как символ долголетия, вечности, благородства наиболее часто возглавляют список видов. В китайском саду обязательно есть «деревья счастья» — сливы и персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии и другие виды. Высаженные древесные растения обязательно кронированы, форм созданных крон много. Стрижке и формировке подвергаются практически все выращиваемые древесные и кустарниковые растения.

Отдельное, особое место в садах уделяется розам. Мало кто знает, что чайно-гибридные розы — это как раз самые что ни на есть исконно китайские садовые розы («чайные» — от русифицированного английского слова China — Китай, и от латинского видового названия — chinensis — китайская, т.е. правильнее было бы их называть китайско-гибридные или гибриды розы китайской). Розы высаживают большими группами, создавая розарии вдоль дорожек, на шпалерах и т.д.

Травянистые растения — также неотъемлемая часть сада. Однолетние и двухлетние растения выставляют в горшках (пластиковых, керамических) или высаживают в грунт, многолетние — высаживают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.

Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры (временные или темпоральные композиции на газонах) из однолетников, которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Однолетники используются в большом количестве, и чаще всего это ноготки, анютины глазки, флоксы, бархатцы, бегонии, бальзамины, амаранты и другие. Среди травянистых многолетников необходимо выделить тюльпаны, пионы (древовидные и травянистые), георгины, хризантемы, кардиокринум, ирисы, флоксы, лилии и др.

Для водоёмов главнейшим видом является лотос. Это важный буддийский символ. Но это ещё и важное пищевое растение, которое широко используется при приготовлении разных блюд. Важная особенность Китайского сада — он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.

Времена года

Назначение рукотворного Сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства цвета цветущих видов растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.

В саду обязательно есть такие уголки, которые предназначены для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными (соснами, можжевельниками, плосковеточниками), весной — персиками, сливами, яблонями, миндалём. Летом — буйство и разнообразие растений. Осень расцвечена осенней листвой клёнов, осин и абрикосовых деревьев.

Особенности мощения

Отличительная черта садовых дорожек в восточном стиле — фигурные орнаменты, сделанные в виде рисунков, цветов, рыб, птиц. Тропинки могут быть и тематическими — например, дорожка, ведущая к коллекции определённых видов растений, сделанная с элементами этих растений. Часто дорожки, сконструированные из плотно уложенных камней-гладышей (морская галька), имеют не только декоративную, не ещё и оздоровительную функцию — но ним ходят босиком, как по массажной дорожке. Во многих современных садах дорожки могут выкладывать из плитки, из плоских крупных или мелких каменных плит, или в различном сочетании плит и гладышей, поставленных на ребро. При этом важным моментом является то, что все эти дорожки ровные, т.е. идти по ним легко и просто, не нужно следить за тем, куда и как ставить ногу при ходьбе.

Сад в восточном стиле

В наших условиях при создании дорожек в восточном стиле важно помнить, что дорожки обязательно должны быть извилистыми, с мягкими волнистыми кривыми (эго не торные дороги и проспекты). Они не должны быть излишне широкими или очень узкими, а перетекать друг в друга естественными змеевидными линиями. По ним должны свободно идти рядом два человека. Часто на тропинке может быть расположен большой камень необычной формы или цвета, который заставит остановиться и разглядеть его, сделать паузу и осмотреть пейзаж вокруг. При создании рукотворного ландшафта предпочтение должно отдаваться не броской красоте, а пробуждению философских размышлений о смысле жизни и окружающем мире, способствуя поэтическим ассоциациям.

Восточный стиль в интерьере загородного дома

Если классические интерьеры кажутся вам слишком скучными и приевшимися, в поисках вдохновения обратитесь взглядом на Восток. Восточный стиль объединяет два не слишком схожих подстиля: арабский и азиатский

Интерьер дома в японском стиле с очагом, библиотекой и ванной комнатой

Арабский стиль в интерьере

Изначально арабский стиль имел религиозную составляющую, что оставило свой отпечаток. Так, здесь нет изображений людей (ни статуэток, ни картин), поскольку это противоречит Корану. Зато в изобилии всевозможные флористические и геометрические орнаменты, надписи, сделанные арабской вязью.

Характерные черты – отсутствие прямых линий и плавность форм. Излюбленные мотивы – сфера и полукруг. Вместе они образуют более сложные декоративные элементы, например стрельчатую арку. Ее форму могут принимать изголовье кровати, окна, ниши в глубине помещений, межкомнатные перегородки и даже дверные проемы.

Сад в восточном стиле

Особенно ценятся изделия ручной работы. Основные материалы – дерево, металл, камень. Мебель обычно приземистая: невысокие диваны, столики из темного дерева, украшенные декоративными вставками и резьбой, мягкие пуфы с затейливой вышивкой. Часто в доме в арабском стиле можно увидеть оттоманку – мягкий диван без спинки и подлокотников, обитый кожей, вельветом, хлопком.

Особое внимание уделяется текстилю. Декоративные подушки, шторы, межкомнатные занавески делают комнату похожей на старинный шатер. Здесь приветствуются яркие краски: желтая, бирюзовая, оранжевая, малиновая. Однако для европейского глаза обилие цвета может вызвать ощущение дискомфорта, поэтому лучше использовать его акцентно, а в качестве фоновых брать пастельные тона.

В интерьере много бра, светильников, ламп. Каркас светильников в восточном стиле обычно выполнен из металла, а абажур – из цветного матового стекла в мозаичной технике. Несмотря на обилие источников света, освещение все равно получается приглушенным и рассеянным, в том числе из-за специфических абажуров.

Сад в восточном стиле

Стены могут быть отделаны штукатуркой, задрапированы тканями либо обиты деревянными панелями. Если размер помещения позволяет, комбинируются разные виды отделки. Пол выкладывается деревянными панелями, плиткой либо даже мозаикой. Особое внимание уделяется потолкам: они могут быть многоуровневыми, нередко отделываются декоративными потолочными балками. Один из возможных вариантов оформления – кессонные потолки со множеством углублений и ячеек, выполненные из дерева (дуба, ясеня, ореха), гипсокартона или полиуретана. Правда, подходят они только для помещений высотой не менее 2,5 м.

Для воплощения арабского стиля в чистом виде нужен дом с большими комнатами и высокими потолками. Но даже если вы не располагаете большой территорией, отказываться от стиля рано. Просто его не нужно «калькировать», слепо копируя до малейшей детали, а только перенимать некоторые детали и ключевые элементы.

Сад в восточном стиле

Азиатский стиль в интерьере

Строго говоря, азиатский стиль тоже неоднороден и состоит из двух: китайского и японского. Главное, что их объединяет, – склонность к минимализму, функционализму и упорядоченности. В отличие от «душного» арабского, в азиатском стиле больше воздуха и пространства, нет такого нагромождения декоративных элементов.

Японский стиль в интерьере

Основная черта интерьера в японском стиле – мобильность обстановки. Все устроено таким образом, чтобы при желании без труда изменить общий облик комнаты. Для небольших японских квартир, в которых одна и та же комната может служить как спальней, так и гостиной, это особенно актуально. Поэтому без ширм и перегородок здесь просто не обойтись: их можно переносить с места на место, каждый раз зонируя пространство по-новому. Ширмы в японском стиле, как правило, одноэкранные либо створчатые модели (количество створок может варьировать от двух до шести). Последний вариант предпочтительнее: створки ширм складываются, как гармошка, благодаря чему они занимают совсем немного места и легко хранятся. Каркас моделей делается из дерева либо бамбука; сверху обтягивается тканью (хлопок, лен, шелк).

Сад в восточном стиле

В остальном мебели совсем немного: невысокий столик, zaisu – «стулья без ножек» – или подушки вместо привычных стульев. В традиционных японских домах под столом иногда специально делается углубление для ног, чтобы все могли удобно расположиться. Шкафы и прочие места для хранения чаще встроенные, и их немного. Стремление к накопительству здесь не приветствуется, и все лишнее считается безобразным. Привычные нам кровати в традиционном японском доме заменяют расстеленные на полу циновки с матрасами, что, опять-таки, обусловлено нехваткой места.

Предпочтение отдается всему натуральному: бамбуку, дереву, камню. Цветовая гамма достаточно сдержанная, без контрастов, тоже тяготеет к природным оттенкам – коричневому, бежевому, кремовому, оливковому.

Сад в восточном стиле

Освещение мягкое и рассеянное, источники света скрытые: лампы «прячутся» в нишах. Для оформления дома подойдут японские светильники с тканевыми абажурами и металлическим либо деревянным корпусом, которые можно сделать и своими руками.

Полы в доме обычно деревянные, стены могут быть обиты натуральными тканями или оклеены бумажными обоями. Для потолка лучше всего использовать однотонные натяжные полотна из ПВХ-пленки либо трикотажа, пропитанного специальным составом, на металлическом или пластиковом профиле. Тканевые потолки стоят дороже аналогов из ПВХ-пленки, однако более экологичны, прочны и способны выдерживать перепады температур без вреда для покрытия.

Определитесь, хотите ли вы оформить в японском стиле всего одну комнату, беседку или летнюю кухню либо собираетесь придерживаться стиля везде. В первом случае вы вполне можете следовать всем канонам стиля и организовать место для медитации, а вот во втором придется «примирять» устоявшиеся традиции с действительностью. Как минимум, вам понадобится больше мебели, чтобы обустроить себе рабочее место, да и спать на циновке может далеко не каждый.

Сад в восточном стиле

Китайский стиль в интерьере

Как и японский, китайский стиль тяготеет к простым формам, в нем также повсеместно используются перегородки и ширмы – меняется только рисунок на ткани. Здесь можно увидеть изображения драконов, пейзажей либо иероглифы (в Китае всегда высоко ценилось искусство каллиграфии). Драконы, кстати, встречаются не только на ширмах, а практически повсеместно, от настольных статуэток до напольных фарфоровых ваз. Это далеко не единственный возможный декор: стены украшают изящными веерами, а под потолок развешивают бумажные фонарики. В вазах часто расставляют пионы и хризантемы – любимые в Китае цветы.

Сад в восточном стиле

В основе цветовой гаммы – коричневые, черные, желтые и бежевые тона, однако фаворитом остается красный. Он обязательно присутствует в интерьере хотя бы в виде отдельных акцентов, нередко в этот цвет выкрашивают одну из стен комнаты. Мебель предпочтительна невысокая, из дерева темных пород. Также используются ротанг и бамбук. В отличие от японского дома, в китайском есть полноценные кровати, комоды, тумбы. Нередко их поверхность украшают с помощью специальной ручной инкрустации – интарсии. Она выполняется деревом по дереву, а накладываемые пластины могут отличаться от основы окрасом и текстурой.

Шторы, как правило, заменяют раздвижные тканевые жалюзи или ролеты. Встречаются модели из пластика, однако предпочтение стоит отдавать тканевым либо бамбуковым: китайский стиль очень консервативен и отторгает современные материалы.

Сад в восточном стиле

Стены обычно оклеиваются бумажными обоями либо отделываются деревянными панелями (например, дубовыми). Производители покрывают их слоем защитного воска, препятствующего проникновению влаги, так что использовать их можно и в комнатах с повышенной влажностью. На пол кладут керамическую плитку либо паркетную доску. Отдельного внимания заслуживает потолок, как правило, деревянный: он может быть многоуровневым, декорированным искусной резьбой.

Магическая уборка Мари Кондо

Сад в восточном стиле

Тем, кто восхищается японским минимализмом, но считает его недостижимым идеалом, стоит взять на вооружение метод КонМари. Японка Мари Кондо с самого раннего детства интересовалась идеями хранения и уборкой. Сначала она ставила эксперименты в собственном доме, а когда выросла, стала знаменитым консультантом по наведению порядка. Ее принцип избавления от вещей прост и в то же время необычен: оставлять в доме следует только те вещи, которые радуют вас. Вы с легкостью найдете место для каждой из них, и тогда никакого беспорядка уже не будет. Помимо методики «расхламления» дома, Мари Кондо предлагает свои идеи хранения.

Источник https://remstd.ru/archives/sad-v-vostochnom-stile/

Источник https://www.supersadovnik.ru/text/interer-zagorodnogo-doma-v-vostochnom-stile-1006289

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *