Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность

Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность

Самое важное на тему: «Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность» с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность

Причины появления бесхозяйных коммунальных сетей и порядок их оформления в муниципальную собственность

Понятие городского хозяйства и его отражение в законодательстве Российской Федерации, право собственности на коммунальные сети

По мнению специалистов в области городского хозяйства город является цельной социально-экономической системой, развивающейся в соответствии с присущими ей закономерностями. Бабун Р.В. Управление экономикой города. Новосибирск, 2004. С. 53. Все элементы этой системы тесно взаимосвязаны друг с другом, и каждый одинаково важен для обеспечения благосостояния населения в целом. Несопряженность этих элементов, отставание какого-либо из них в развитии негативно сказываются на удовлетворении потребностей людей и комфортности их проживания.

Многие современные авторы рассматривают городское хозяйство в качестве категории, выражающей экономические отношения между органом местного самоуправления и субъектами хозяйственной, и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности. Катихин О.В. Муниципальная собственность. Собственность в XX столетии. К 80-летию Вилогрцева А.В. Под ред. Алексеева В.В. М., 2004. — С. 843.

В данном случае в «городское хозяйство» включается все, находящееся на территории города, что обеспечивает реализацию жизненных потребностей граждан.

Указанное определение соответствует представлениям общепризнанного отечественного авторитета в области городского хозяйства Л.А. Велихова, который определял рассматирваемую категорию как «…деятельность местных публичных органов, которая направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния живущего на ней коллектива». Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Обнинск: Ин-т муниц. упр., 1995. -С. 21.

В современных трактовках термин «городское хозяйство» все чаще заменяется понятием «муниципальное хозяйство», которое включают имущество и средства, принадлежащие муниципальному образованию на праве собственности, а так же практическую деятельность органов местного самоуправления по их использованию.

Соответственно выделяются и два принципиально отличных подхода к управлению «муниципальным хозяйством»: 1. непосредственное управление муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иным муниципальным имуществом в формах, установленных законодательством; 2. регулирующее воздействие органов местного самоуправления на деятельность иных хозяйствующих субъектов в пределах предоставленных органам местного самоуправления полномочий и местных ресурсов, направленное на удовлетворение потребностей населения в рабочих местах, благоприятной жизненной среде, услугах образования, здравоохранения, культуры и т.п.

Более узкая трактовка городского хозяйства, относя к муниципальному хозяйству только то имущество, которое находится в муниципальной собственности, исходит из фактического разнообразия форм собственности на территории муниципальных образований и необходимости обеспечения правомочий собственников, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законодательстве о местном самоуправлении понятия «городское хозяйство», «местное хозяйство», «муниципальное хозяйство» отсутствуют.

В тоже время, федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506 давал правовые основания для широкой трактовки муниципального хозяйства. Статьей 28 предусматривалось, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статьей 49 одноименного федерального закона №131-ФЗ (2003 г.) установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

[2]

Таким образом, можно полагать, что к настоящему времени к муниципальному хозяйству законодательство относит исключительно имущество, имущественные права и денежные средства, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, а правовая основа для расширительной трактовки муниципального хозяйства отсутствует.

В отношении муниципальной собственности и федеральный закон № 154-ФЗ, и федеральный закон №131-ФЗ предусматривали, что органы местного самоуправления непосредственно управляют муниципальным имуществом.

Этими же законами установлено, что иным имуществом, служащим удовлетворению потребностей населения, управляют его собственники, отношения которых с органами местного самоуправления строятся на основе договоров.

Данное положение закладывало возможность противоречия в развитии города, как единой системы, поскольку органы местного самоуправления могли достичь согласия с иными собственниками, а могли с ними и не договориться. Последний случай предполагает, что органы местного самоуправления, опираясь на предоставленные им полномочия, вынуждены прибегать к принуждению в отношении собственников.

В дореволюционной России было принято подразделять элементы городского хозяйства на приносящие доход, не приносящие дохода, и требующие расходов на свое содержание. При этом, считалось очевидным, что содержание организаций, требующих расходов, должно покрываться, главным образом, за счет доходов от использования имущества, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления. Хозяйственная деятельность органов местного самоуправления приносила до 50% доходной части бюджетов. Почтовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. — М., 1995. — С. 77

По признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности муниципального образования можно выделить несколько моделей муниципального хозяйства. Там же. С.72.

Коммунальная модель характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования и основным ресурсом являются налоги. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения, производителей продукции и услуг на территории муниципального образования дополняются возможностью использования муниципальной собственности для получения рентных платежей.

Муниципально-рентная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Муниципальное хозяйство в современной России сложно отнести к той или иной модели.

Статьей 29 федерального закона №154-ФЗ было установлено, что в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Таким образом, состав муниципальной собственности ничем не ограничивался, что предполагало активную хозяйственную деятельность по ее использованию. То есть, закон был ориентирован на муниципально-рентную модель.

Принятие федерального закона №131-ФЗ означает переход к коммунальной модели.

Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность

Статьей 50 этого закона установлено, что в муниципальной собственности может находиться:

  • 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения;
  • 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  • 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Иными словами, в настоящее время в муниципальной собственности может находиться исключительно имущество, необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления, как собственных (вопросы местного значения), так и переданных государством.

Остальное муниципальное имущество подлежит перепрофилированию, либо приватизации.

В результате, возможность хозяйственной деятельности, направленной на извлечение доходов, включая и доходы от аренды, практически исключается.

[1]

Развернутый перечень отраслей городского хозяйства, включающий 26 позиций, был в свое время дан Л.А. Велиховым и включал в себя:

  • -Производство энергии.
  • -Освещение (уличное освещение, освещение муниципальных зданий).
  • -Отопление и вентиляция муниципальных зданий.
  • -Водоснабжение города (водопроводы; артезианские колодцы; водовозы; обеспечение населения горячей водой).
  • -Очистка города (канализация, биологическая очистка и поля орошения; мусоросжигание; ассенизационные обозы и свалки; очистка улиц и площадей; сточные канавы и ливнестоки).

Таким образом, уже вначале ХХ века наличию и функционированию коммунальной инфраструктуры города придавалось большое значение.

Статьей 16 федерального закона №131-ФЗ к полномочиям городских округов отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Соответственно, согласно статье 50 этого закона в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.

Статьями 12, 133 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно статьям 5, 6 федерального закона №131-ФЗ в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству применяются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон.

Из приведенных положений вытекает, что органы государственной власти не имеют права вмешиваться в решение вопросов местного значения, а, следовательно, обладать правом собственности на коммунальные сети.

Следовательно, использованная в законе формулировка о том, что коммунальные сети «могут находиться» в муниципальной собственности, подразумевает существование либо муниципальных, либо частных сетей.

Особенность инженерных сетей, как объектов прав собственности, заключается в том, что каждая из них представляет собою технически завершенный объект, который может эксплуатироваться только как единое целое. Наличие отдельных участков сети в руках разных собственников может отрицательно сказаться на ее функционировании в виду несогласованности действий по обслуживанию, ремонту, реконструкции и т.п.

Инженерная инфраструктура города Челябинска представляет собой систему взаимосвязанных между собой объектов, обеспечивающих жизнедеятельность городского населения (Приложение 1). В первую очередь, это жилые здания и наружные коммуникации, по которым осуществляется снабжение водой, теплом, газом, электроэнергией, котельные, трансформаторные подстанции и т.д. Не менее важными объектами являются дороги, линии наружного освещения, мосты. Количество указанных объектов исчисляется сотнями, а протяженность сетей сотнями и тысячами километров.

От надежной работы и надлежащего технического обслуживания этих объектов зависит, прежде всего, благосостояние людей.

Бесхозяйное имущество и порядок оформления его в муниципальную собственность

По определению Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 225. П.1. бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат передаче в муниципальную собственность.

Объекты инженерной инфраструктуры являются недвижимостью.

Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30..

Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются:

Источник https://cinemafoodfest.ru/peredacha-beshoznyh-setej-v-munitsipalnuyu-sobstvennost/

Источник

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *