Как узаконить и согласовать самострой в 2021 году?

Содержание

Как узаконить и согласовать самострой в 2021 году?

Самостроем является незаконное возведение объекта, если на это отсутствовало разрешение или необходимые согласования, либо строительство нарушило режим пользования участком, требования безопасности. С 2018 года порядок узаконивания и сноса самостроя был существенно изменен, так как вступил в силу Федеральный закон № 339-ФЗ. Легализовать незаконную постройку стало проще, однако все равно придется проходить административную или судебную процедуру.

Что такое самострой, как легализовать самострой, как получить разрешение на реконструкцию или строительства и варианты решения вопроса через суд – подробнее в статье.

Что такое самострой в2021 году

Законом № 339-ФЗ (скачать 339-ФЗ)были внесены важные изменения в ГК РФ и ГрК РФ. Прежде всего, законодатель ввел официальное правовое определение самовольной постройки, устранил возможные разночтения закона. Для отдельных видов правоотношений Закон № 339-ФЗ имеет обратную силу.

Юридически

Закон № 339-ФЗ внес изменения в статью 222 ГК РФ (скачать ГК Градостроительный кодекс) в части юридического определения самостроя. К самовольным постройкам относятся здания, сооружения или иные строение, если они:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • возведены на непредоставленном, т.е. чужом участке;
  • размещены на земле, у которой разрешенные виды использования не допускают строительства;
  • построены без обязательных разрешений и согласований, которые требовались законом;
  • возведены с нарушением строительных правил и норм.

Важно, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самостроя. Также закон указывает, что нельзя считать постройку самовольной, если на момент ее возведения собственник не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Приоритетным способом узаконивания самостроя теперь является обращение в суд, что сокращает риск волокиты и незаконных решений чиновников. Однако местные власти обязаны предпринимать меры и оказывать содействие в устранении нарушений, чтобы устранить основания для сноса. Для этого создаются межведомственные комиссии по предотвращению и узакониванию самовольного строительства.

Образец незаконной пристройки в плане БТИ

Образец незаконной пристройки в плане БТИ

Простыми словами

Самострой – это практически любой объект, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании можно строить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

  • заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, землю под застройку могут выдать по аренде с последующим оформлением в собственность);
  • если разрешенное использование земли, указанное в документах, позволяет возведение построек (например, на землях сельхозназначения запрещено практически любое строительство);
  • если владелец участка прошел необходимые согласования и получил разрешения (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);
  • если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;
  • если строительные работы не привели к нарушению законных интересов других лиц (например, не перекрыли доступ естественного освещения в соседний дом).

Самостроем является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Комментарий специалиста. Закон № 339-ФЗ дал собственникам дополнительные гарантии для защиты своих прав. Теперь снос самостроя допускается, если нарушитель не выполнит требования государственных инспекторов, либо устранение замечаний будет невозможно. Кроме того, снести незаконную постройку на частной земле практически невозможно, если она не угрожает жизни и здоровью граждан, имуществу или окружающей среде. Подробнее о нюансах легализации самостроя вам расскажут специалисты нашей компании.

Обязательные условия для легализации самостроя в 2021 году

Любой объект недвижимости неразрывно связан с землей. Поэтому узаконивание самостроя должно осуществляться сразу по двум направлениям:

  • подтверждением прав на участок и соблюдением вида разрешенного пользования;
  • подтверждением, что характеристики объекта соответствуют требованиям безопасности.

Что из этого следует? Даже подтвердив надлежащие права на землю и соблюдение вида законного использования, узаконить самострой не получится, если он угрожает жизни людей. В обратной ситуации, даже соблюдение всех строительных норм и правил не гарантирует, что собственник сможет оформить права на землю или изменить через муниципалитет вид пользования.

Инфографика ПЗЗЗемельный участок – собственность или разрешение от арендатора, разрешенное использование не должно нарушаться

Для легализации самовольно возведенного объекта нужно узаконить земельные правоотношения. Для этого может потребоваться:

    договора аренды с муниципалитетом или иным правообладателем;
  • оформлением права собственности на бесхозный участок;
  • изменением вида разрешенного использования;
  • снятием или устранением ограничений, установленных в отношении участка.

Для подтверждения прав аренды или собственности может потребоваться заключение договоров, выкуп участка, проведение межевых работ, кадастровый учет и регистрация в Росреестре.

Виды разрешенного пользования изменить сложнее, так как они закреплены в документах землепользования и застройки. Например, чтобы легализовать жилой дом нужно добиться установления режима ИЖС (индивидуального жилищного строительства). Сделать это можно только через муниципалитет, с проведением публичных слушаний.

Также в отношении участка могут существовать ограничения – сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны. Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

Комментарий специалиста. Если на момент начала возведения ограничений на участок не существовало, либо разрешенный вид использования позволял стройку, Закон № 339-ФЗ запрещает сносить самострой. Однако до окончательного узаконивания постройки ее использование также не допускается под угрозой штрафов. Если вам нужна помощь в согласованиях на землю, обращайтесь в нашу компанию. Мы окажем помощь даже в самой сложной ситуации!

Самострой должен быть безопасным и соответствовать строительным нормам и правилам

Для возведения любых объектов недвижимости нужно соблюдать строительные нормы и правила, требования ГрК РФ, санитарно-гигиенические и иные нормативы. В стандартных условиях эти требования учтет проектировщик, а уполномоченные органы проверят их при согласованиях и выдаче разрешений. При легализации самостроя это придется делать следующими способами:

  • подготовкой документов (проекта, экспертных заключений, ГПЗУ и т.д.), получения разрешения на строительство;
  • заказом технических планов;
  • получением заключений СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;
  • согласованием спорных вопросов с владельцами соседних объектов и участков.

Безопасность по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу. Также нужно учесть ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

Комментарий специалиста. Если вам нужна помощь в подготовке документации на самовольную постройку, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Вы сможете получить проект на любой вид объекта в строгом соответствии с законом. При содействии наших специалистов процесс согласований пройдет максимально быстро.

Самострой должен быть безопасен

Самострой должен быть безопасен

Какие бывают пути легализации самостроя?

Если на самовольную постройку уже зарегистрировано право собственности, правообладатель может столкнуться с требованиями об устранении нарушений – сносе дополнительных этажей, уменьшением площади объекта и т.д. В предписании будет указан срок на его исполнение. Если требование не будет выполнено, к собственнику могут предъявлять иск о сносе самостроя за его счет.

Если на незаконно возведенный объект не зарегистрированы права, признать их можно только через суд или в административном порядке. Для этого необходимо располагать проектной документацией, обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.

Официальное получения разрешения на реконструкцию или строительство

Для возведения и реконструкции ОКС нужно получать разрешение в муниципальных органах. Для этого применяются нормы ГрК РФ, местных Административных регламентов. Например, на территории столицы документы будут рассматривать специалисты Комитета государственного строительного надзора, а процедура пройдет по Постановлению № 145-ПП.

Для получения разрешения нужно заказать проектную документацию, пройти экспертизу проекта. В комплект документов также входит ГПЗУ, правоустанавливающие документы на участок. Если к параметрам и требованиям безопасности не возникнет претензий, можно зарегистрировать право собственности по разрешению на строительство и на ввод в эксплуатацию.

Как узаконить и согласовать самострой в 2021 году?

образец разрешения

Легализация через гос инспекцию или гос комиссию

В каждом регионе действуют уполномоченные комиссии, в чьи задачи входит:

  • выявление фактов незаконных построек на муниципальных и государственных землях;
  • выдача предписаний об устранении нарушений закона или о сносе самостроя;
  • проверка устранения нарушений, рассмотрение вопросов об узаконивании объектов;
  • подготовка документов для привлечения виновных лиц к ответственности.

На территории столицы такими полномочиями наделена межведомственная Городская комиссия по выявлению и пресечению незаконного строительства. Регламент работы этой Комиссии утвержден Постановлением № 234-ПП (скачать 234-pp-sed).

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Узаконивание через суд

В суд можно обратиться для признания права собственности на незаконную постройку, либо для оспаривания отказа муниципальных органов в административном порядке согласования самостроя. Согласно ст. 222 ГК РФ, признать право собственности через суд можно, если:

  • истец подтвердил права на землю;
  • на дату подачи иска постройка приведена в соответствие с законодательными нормами;
  • узаконенный самострой не будет нарушать интересы иных лиц.

Если постройка была возведена не владельцем участка, суд может признать за ним право собственности с компенсацией расходов застройщику.

Подробнее: получение разрешения на реконструкцию/строительство

Процесс получения разрешений на строительство детализирован в ГрК РФ, Постановлением Правительства Москвы № 234-ПП (скачать 234-pp-sed).

ГПЗУ, технические условия

На начальном этапе согласований нужно получить ГПЗУ и техусловия на подключение к инженерным сетям. ГПЗУ в столице выдает Москомархитектура. Этот документ содержит подробное описание характеристик и ограничений участка, параметров разрешенного строительства. Техусловия выдаются ресурсоснабжающими организациями для подтверждения точек подключения, возможности присоединить объект к сетям.

Проведение обследования самостроя

Чтобы подготовить проектную документацию, проводится обследование незаконной постройки, определение ее фактических характеристик. Обычно это делает сама проектная организация, так как ей предстоит учесть все строительные нормы и правила в готовом проекте. При обследовании используются методы визуального осмотра, инструментальной диагностики конструкций, расчеты допустимых нагрузок. Также будет проверяться, не нарушает ли самострой общий правила застройки на данной территории, интересы владельцев соседних объектов.

Разработка проектов реконструкции/строительства

Разрешения на строительство или реконструкцию выдаются на основании проекта, подготовленного проектной организацией. В этом документе проектировщик должен подтвердить, что состояние объекта и выполненные работы отвечает всем показателям безопасности. Проект содержит все необходимые расчеты, схемы, обоснования безопасности.

Прохождение экспертизы проекта

Проектная документация должна пройти экспертизу безопасности. Проводить такую проверку могут государственные и негосударственные экспертные организации. Экспертное заключение вместе с проектом передается в органы госстройнадзора для получения разрешения на строительство.

Получение АГР (если строительство или при реконструкции затрагиваются фасады)

Фасады объектов должны соответствовать единым архитектурно-художественным требованиям, действующим в населенном пункте. Чтобы подтвердить соответствие незаконной постройки таким требованиям, необходимо разработать архитектурно-градостроительное решение (АГР), получить свидетельство об его утверждении. В Москве такой документ оформляется Москомархитектура.

Получение разрешения на строительство

В органах строительного надзора рассматривают проект, положительное экспертное заключение, ГПЗУ, иные документы. Если заявитель подтвердит, что незаконная постройка отвечает нормам безопасности, построена на легально предоставленном участке, выдается разрешение на строительство.

Получение разрешения на ввод

Так как объект уже фактически возведен, сразу после выдачи разрешения на строительство можно обращаться за официальным вводом его в эксплуатацию. Для этого также нужно обращаться в органы стройнадзора, передавать ранее полученную документацию. После фактического обследования будет выдано разрешение на ввод в эксплуатацию. С этим документом можно заказывать техплан, обращаться в Росреестр на кадастровый учет и регистрацию права собственности.

Легализация через гос инспекцию комиссии по самостроям

Вопросами выявления самовольных построек в Москве занимается Городская комиссия. Она вправе выдавать предписание об устранении нарушений, либо оформлять документы на снос самостроя. Если незаконно возведенный объект находится на муниципальной земле, Комиссия может обращаться в суд с иском.

Получение всех документов, говорящих о допустимости самостроя – ГПЗУ, документы на землю

Узаконить объект можно по собственной инициативе, либо при исполнении предписаний Комиссии по самовольным постройкам. В любом случае, нужно собрать стандартный комплект документов, подтверждающих права на участок и отсутствие у него ограничений на строительство. Для обращения в Комиссию потребуется ГПЗУ, выписка ЕГРН о праве собственности, договор на аренду или иное законного владения. указанные документы должны подтверждать, что вид использования земли позволяет возводить здания.

Проведение обследования о соответствии построенного объекта нормам

Заказать обследование самовольно построенного объекта нужно, чтобы подтвердить Комиссии соблюдение строительных норм и правил. Также Постановление № 234-ПП позволяет Комиссии устанавливать собственнику сроки для завершения строительства или приведения объекта в соответствие с нормами закона. По итогам обследования оформляются акты и заключения, которые будут рассматривать специалисты Комиссии.

Обследование зданий

Обследование зданий

Подача документов в гос комиссию

Согласно Постановлению № 234-ПП, Городская комиссия ведет реестр выявленных незаконных построек и решений, принятых по итогам рассмотрения дел. Окружные комиссии вправе осуществлять такие же полномочия для самостроя с площадью менее 1500 кв.м. Документы на рассмотрение можно передать через функцию “Единого окна”, через МФЦ, либо через сайт Мэра Москвы.

План заседаний комиссии публикуется на сайте Мэра Москвы (они проводятся не реже 1 раза в 2 месяца). Если представленные документы подтверждают права на участок и соответствие требованиям к безопасности объекта, принимается положительное решение. Когда постройка будет исключена из реестра Комиссии, можно приступать к вводу ее в эксплуатацию и оформлению прав собственности (если это не было делано ранее).

Комментарий эксперта. Пройти процедуру легализации самостроя без поддержки профессиональных специалистов в сфере недвижимости и кадастра практически невозможно. Это связано с множеством требований к оформлению документов, обследованию зданий и сооружений. Обращайтесь в компанию Смарт Вэй, если вам нужно помощь опытных проектировщиков и юристов!

Легализация через суд

В судебном порядке можно добиться признания прав на объект недвижимости, либо оспорить решения муниципальных ведомств и комиссии. При положительном решении суда его можно представить в Росреестр для регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет.

Сбор документов – ГПЗУ, документы на землю

Так как обязательным условием для легализации самостроя через суд является подтверждение прав на землю, необходимо получить договор аренда или выписку ЕГРН. Также истец должен получить ГПЗУ, что подтвердить отсутствие ограничений на строительство и его допустимые параметры. Срок действия ГПЗУ составляет не более трех лет с момента выдачи.

Проведение экспертизы построенного объекта на соответствие нормам

До обращения в суд нужно соблюсти стандартный порядок обследования, проектирования и экспертизы незаконной постройки. Эти сделает проектная организация по заявке собственника. Как указывалось выше, документы должны подтверждать, что при строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила. Помощь в обследовании и экспертизы самостроя вы можете получить в компании Смарт Вэй.

Подача документов в Стройнадзор и получение отказа

Чтобы обжаловать через суд решение органов строительного надзора, нужно обратиться с заявлением по административной процедуре для оформления разрешения на строительство. Если вынесет незаконный или формальный отказ, можно обращаться с иском в суд. В решении должностные лица стройнадзора обязаны обосновать свой отказ со ссылками на закон.

Подача документов в суд, сопровождение судебного разбирательства

Исковое заявление подается в суд по месту нахождения спорного объекта. В зависимости от обстоятельств, иск подается:

  • о признании права собственности;
  • об обжаловании незаконного решения госстройнадзора и признании права собственности.

Помимо документов, использованных при административном согласовании самостроя, можно привлечь к участию в суде специалистов и экспертов, заявить ходатайство о назначении строительной экспертизы. Обратившись в компанию Смарт Вэй, мы получите помощь опытных юристов и иных специалистов, которые пройдут все стадии судебного разбирательства.

Решение суда о признании права собственности нужно представить в Росреестр или МФЦ. После внесения записи в ЕГРН самовольно возведенная постройка будет узаконена с возможностью ее использования и продажи.

Незаконный самострой – ответственность и штрафы

Ответственность за незаконную постройку наступает в виде обязанности снести ее за счет собственника, а также по ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушителю грозит штраф, размер которого зависит от статуса собственника:

  • для частных лиц – от 2 до 2.5 тыс. руб.;
  • для ИП – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для предприятий – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Аналогичные штраф наступают при эксплуатации самостроя без получения разрешения на ввод. Также предпринимателям и организациям грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выводы

Под самостроем понимается незаконное возведение или реконструкция объекта без прав на участок, при отсутствии разрешений и согласований, при нарушении строительных норм и правил. Узаконить самострой можно в административном или судебном порядке, в том числе путем исполнения предписаний Комиссии по выявлению и предотвращения незаконного строительства.

В компании Смарт Вэй вы получите полный комплекс услуг по легализации незаконных построек, от получения документов до сопровождения судебного разбирательства. Звоните, по всем возникшим вопросам вы можете получить бесплатную консультацию!

Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания — Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.

Самовольное строительство в Беларуси. Часть III Оформление документов на «самоволку»

Наша новая публикация – следующая третья часть материала на тему самовольного строительства (реконструкции) капитальных строений (сооружений). Напомним, что в первой части статьи обсуждены условия и обстоятельства (основания), при наличии которых строительство признается самовольным, вторая была посвящена последствиям самовольного строительства. В этом материале попробуем разъяснить процедуру «узаконивания» самовольного строения.

Как говорилось прежде, действующим Гражданским кодексом Республики Беларусь установлено, что лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку, и, как следствие, не вправе пользоваться (эксплуатировать) и распоряжаться самовольным строением — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

При этом законодательство в некоторых случаях не предусматривает даже самой возможности принятия самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.

По этой причине, прежде чем приступить к изложению процедуры оформления документов на самовольное строение (или получение разрешения на продолжение начатого строительства), обозначим ситуации, когда «узаконивание» самоволки допускается законом.

1. Самовольное строительство, при котором постройка может быть принята в эксплуатацию (продолжено начатое строительство)

Итак, если самовольное строительство осуществлено на земельном участке не в соответствии с целевым назначением либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение, то право собственности на «самоволку» может быть оформлено при наличии (выполнении) трех условий:

  • • лицо осуществило самовольное строительство на земельном участке, предоставленном ему на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения;
  • • сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
  • • вынесено судебное решение о признании права собственности на самовольную постройку.

При соблюдении двух первых условий судьбу «самоволки» по факту определяет суд. И если основанием для признания строительства самовольным послужили вышеназванные обстоятельства, то следует позаботиться о выполнении первых двух условий (если такое еще возможно и целесообразно) и готовить заявление в суд.

И уже в случае вынесения судом решения о признании права собственности на возведенное здание (сооружение) или произведенную реконструкцию, данное судебное решение будет являться основанием для принятия местным исполкомом в рамках своих полномочий решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию, если её строительство уже завершено. Установленный законодательством порядок принятия такого решения местным исполкомом будет рассмотрен ниже.

Если самовольное строительство осуществлено без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации, в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, то решение по вышеназванным случаям принимает непосредственно местный исполком (наличие судебного решения не обязательно), который вправе принять одно из следующих решений:

  • • о продолжении строительства либо о вводе самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке, — если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
  • • о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования в соответствии с целевым назначением состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, — если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;
  • • о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, — если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

2. Установленный законодательством общий порядок принятия решения по самовольному строительству

Исполком во всех вышеприведенных случаях при принятии решения должен руководствоваться специально принятым нормативным актом — Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2007 г. N 1802 (далее по тексту- Положение).

Как следует из текста постановления, Положение определяет порядок принятия местными исполкомами по заявлениям лиц, осуществивших самовольное строительство, а также лиц, которые приобрели земельный участок с расположенной на нем самовольной постройкой, решений о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.

Местный исполком во исполнение Положения для принятия решений по самовольным постройкам обязан создать постоянно действующую комиссию из «представителей структурных подразделений исполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, использования и охраны земель, управлений (отделов) внутренних дел и иных структурных подразделений исполкома, а также уполномоченных должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, а при необходимости — представителей коммунальных и иных организаций». Предусмотрено, что в случае необходимости к работе комиссии могут привлекаться и иные специалисты.

Для того, чтобы получить решение исполкома о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в агентстве по государственной регистрации (бывшее БТИ), необходимо подать в исполком заявление с приложением необходимых документов.

Подача заявления осуществляется в рамках, предусмотренных законодательством административных процедур, поэтому перечень прилагаемых документов к заявлению документов для граждан и для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) несколько отличается.

Для граждан административная процедура называется «принятие решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке», предусмотрена она пунктом 9.4. перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

Согласно данному пункту гражданам к заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • • заключение по надежности, несущей способности и устойчивости конструкции самовольной постройки — для построек более одного этажа, которое может быть выдано организацией, имеющей регистрацию в реестре аттестатов на осуществление обследования строительных конструкций зданий и сооружений;
  • • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирными жилыми домами, а также нежилыми капитальными постройками на придомовой территории, и участников общей долевой собственности, в том числе временно отсутствующих таких граждан и участников, на принятие в эксплуатацию и государственную регистрацию помещений, домов и построек;
  • • копия решения суда о признании права собственности на самовольную постройку — в случае принятия судом такого решения;
  • • документ, подтверждающий право на земельный участок (для блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории);
  • • письменное согласие залогодержателя на принятие самовольной постройки в эксплуатацию, если объект, в отношении которого осуществлялось самовольное строительство, передан в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге;
  • • ведомость технических характеристик.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административная процедура имеет такое же название «принятие решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке», и предусмотрена она пунктом 3.30 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

Согласно указанному пункту юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям к заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • • заключение о надежности, несущей способности и устойчивости конструкции самовольной постройки, которое выдается организацией, имеющей регистрацию в реестре аттестатов на осуществление обследования строительных конструкций зданий и сооружений;
  • • письменное согласие всех собственников общей долевой собственности на продолжительность строительства или принятие самовольной постройки в эксплуатацию;
  • • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта;
  • • документ, удостоверяющий право на земельный участок;
  • • копия решения суда о признании права собственности на самовольную постройку — в случае признания судом права собственности на самовольную постройку.

Если подать в исполком заявление без приложения к нему какого-либо из документов вышеприведенного перечня, то исполком вправе отказать в совершении административной процедуры, — заявление не будет рассмотрено по существу.

Положением предусмотрено, что постоянно действующая комиссия обязана в пятидневный срок со дня поступления в исполком заявления изучить документы, провести обследование самовольной постройки и по результатам изучения и обследования составить заключение. Заключение подписывается всеми членами комиссии.

3. Правовое регулирование частных ситуаций самовольного строительства

Какие особенности предусмотрены Положением:

Во-первых, если самовольно возведенное строение не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов, то в заключении комиссия при необходимости отражает данные несоответствия и указывает сроки их устранения.

Естественно, по умолчанию речь может идти только об устранимых несоответствиях. Если несоответствия влекут существенные нарушения градостроительных, строительных норм и правил и при этом являются неустранимыми, то заключение комиссии должно повлечь вынесение исполкомом решения о сносе самовольного строения или приведения реконструированного строения в первоначальное (до реконструкции) состояние.

Так как исполком обязан принять решение в течение 15 дней со дня поступления заявления (одного месяца при необходимости дополнительного истребования сведений и/или документов), то сложно сказать, какое решение примет исполком в случае, если указанный в заключении комиссии срок на устранение несоответствий будет превышать максимальный месячный срок для принятия исполкомом решения. В этой ситуации логичным действием будет отзыв поданного в исполком заявления и, после приведения самовольной постройки в состояние, отвечающее предъявляемым требованиям технических нормативных правовых актов, подать заявление в исполком повторно.

Во-вторых, если самовольное строительство еще не завершено, а действующими нормативными актами при строительстве возводимого объекта предусмотрено наличие проектной документации, то проведение строительных работ приостанавливается на период до создания и утверждения (согласования) в установленном порядке проектной документации, а также получения разрешения на производство строительно-монтажных работ (если наличие разрешения для строительства конкретного объекта необходимо, исходя из требований законодательства). В данном случае исполком разрешает строительство, но в решении указывает, что приступить к строительным работам застройщик может только после создания и утверждения (согласования) проектной документации и получения необходимых разрешений.

Так как Положение не регламентирует действия комиссии и исполкома в иных случаях, то представляется, что как положительное, так и отрицательное для «самовольщика» решение исполкома должно быть мотивированным, то есть его законность и обоснованность должны подтверждаться имеющимися документами и фактическими обстоятельствами. Благо, к работе комиссии, как уже отмечалось выше, могут привлекаться квалифицированные специалисты, своего рода эксперты в своей сфере деятельности, а сама строительная деятельность достаточно подробно регламентирована.

Следует отметить, что решение по самовольному строительству исполкомом принимается без оплаты, а само решение действует бессрочно. Положение обязывает исполком в срок не позднее пяти дней со дня принятия решения направить лицу, подавшему заявление, выписку из принятого решения. В случае несогласия с решением исполкома, оно может быть обжаловано в судебном порядке. Вступившее в законную силу решение судебной инстанции поставит точку в судьбе «самостроя».

Конечно, ситуации с самовольным строительством бывают самые разные, как и сами объекты – от сарая на приусадебном участке в отдаленной от цивилизации деревне до возведенного в областном центре многоэтажного офисного здания, выступающего за границы земельного участка (и такое бывало). Поэтому кому-то решение исполкома позволит относительно безболезненно пережить процедуру «узаконивания» самоволки, а другого – наоборот, заставит заняться подсчетом убытков и задуматься о целесообразности такого шага, как реализация самовольного строительства. Ну, а мы на этом завершаем обсуждение темы о самовольном строительстве.

Пашкевич Александр Николаевич

Практикующий юрист с 30-летним стажем

В статьях «Жилой журнал PRO`BREST» стараюсь затронуть тему, которая была бы одновременно и интересной, и полезной с практической точки зрения. Надеюсь, что в результате кто-то получил ответ на интересовавший вопрос, а кто-то смог использовать информацию для решения конкретной жизненной ситуации. Готов предоставить консультацию и буду рад, если следующая тема публикации станет продолжением ответа на заданный вами вопрос.

Зачем «немцам» домик в белорусской глуши?

Сервитут: понятие, установление, прекращение

Поможет разобраться в непростом предмете этого вопроса, затрагивающего не только права собственности, но и добрососедские взаимоотношения

Самовольное строительство в Беларуси. Часть II. Правовые последствия, ответственность

Подробно раскрываем тему самовольного строительства

Публикация является продолжением ранее начатой темы самовольного строительства (реконструкции) капитальных строений

Логотип ЗАО АЛЬТЕРНАТИВА Брест

✅ 1. К принадлежащему мне складу самовольно пристроил для себя офисные помещения. Сейчас соседняя фирма предлагает часть офисных помещений сдать им в аренду. Могу я заключить договор аренды на помещения, на которые отсутствует технический паспорт?

Договор аренды не может быть заключен в отношении офисных помещений, расположенных в самовольно возведенной пристройке к зданию склада до принятия местным исполкомом решения о принятии реконструированного здания склада в эксплуатацию и государственной регистрации изменений капитального строения.

✅ 2. Предприятие самовольно реконструировало одноэтажное здание магазина, надстроив над магазином еще два этажа офисных помещений. Возможно ли оформить документы на произведенную реконструкцию?

При положительном заключении комиссии для принятия решений по самовольным постройкам местный исполком вправе принять решение о принятии самовольно реконструированного здания в эксплуатацию, но при этом не должно изменяться целевое назначение земельного участка. При назначении земельного участка – «для обслуживания здания магазина» и превышении площадей офисных помещений над торговыми, необходимо либо поменять назначение земельного участка (что проблематично при наличии самоволки), либо надстроенные над магазином помещения указывать как торговые помещения.

✅ 3. Вправе ли районный комитет принять решение по самовольному строению, возведенному на земельном участке не в соответствии с его целевым назначением?

Нет, не вправе. Полномочиями на принятие решений по самовольным строениям, возведенным на земельных участках не в соответствии с их целевым назначением наделены областные (Минский городской) исполнительные комитеты.

✅ 4. В каком случае исполком вправе требовать заключение по надежности, несущей способности и устойчивости конструкции самовольно построенного жилого дома?

Административной процедурой «принятие решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке» предусмотрено предоставление гражданами заключений по надежности, несущей способности и устойчивости конструкции для самовольных построек более одного этажа.

✅ 5. В течение какого срока имеет силу решение исполнительного комитета о принятии самовольной постройки в эксплуатацию?

Решение исполнительного комитета о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном законодательством порядке действует бессрочно.

Источник https://smway.ru/kak-uzakonit-i-soglasovat-samostroj/

Источник https://a-brest.by/media/doma-uchastki/samovolnoe-stroitelstvo-v-belarusi-chast-iii-oformlenie-dokumentov-na-samovolku/

Источник

Источник