История канализации в мире
Содержание
История канализации в мире
Изобретение канализации, впрочем, как и водопровода, сейчас приписывают римлянам.
Именно они первыми разработали систему, которая до сих пор не претерпела существенных изменений, если говорить о принципе.
Как известно, в античном Эфесе римские рабы построили огромные общественные туалеты. Продукты естественных нужд стекали в огромную емкость, которую время от времени вычищали. Если мы вспомним, то современный септик является не чем иным, как огромной емкостью, вкопанной в землю. Единственное отличие — современные септики являются герметичными, что исключает заражение подземных вод и земли вокруг.
В Древнем Риме канализационная система была сложным инженерным сооружением. В нем учитывался рельеф местности. Использовались даже насосные станции, чтобы поднимать воду на возвышенности, откуда она потом стекла вниз. Эту систему называли Cloaca Maxima. Канализационные стоки в те времена не очищали, а сливали просто в водоем. Вода и стоки проходили по свинцовым трубам, которые служили достаточно долго. Позже канализационные системы были построены и в других странах, к примеру, в Египте, Китае, Греции и многих других. Кроме того, римляне создали канализацию, к примеру, в Париже. Сейчас в этом городе действует музей канализации. В нем представлены настоящие канализационные машины, а также макеты.
Средневековье .
Но вот Римская империя пала под натиском варваров, и началась эпоха Средневековья. На руинах построили новые здания, но уже без канализации. Нечистоты выливали прямо на улицы. Тогда вообще считали, что естественные отправления человека — это нечто постыдное. Ну а чтобы создать снова канализацию, пришлось бы признать, что ходить в туалет — это совершенно нормально. Именно отсутствие канализации привело к целому ряду эпидемий чумы и холеры, унесший тысячи жизней. Вымирали целые города. Дальше игнорировать проблему отсутствия канализации было уже невозможно.
Возможно, европейская цивилизация и вовсе канула бы в лету, но в конце XVII века начался период Просвещения. Холера 1930-го года унесла огромное число жизней, что подстегнуло тогдашних правителей европейских стран взяться за разработку центральной системы канализации. Во многих городах разработанные тогда системы работают до сих пор.
В средние века искусство канализации было утеряно, нечистоты выливались прямо на улицу, а позже Людовик XIV пользовался горшком (иногда даже не прерывая аудиенции).
Канализация вновь появилась в Европе не так давно. В России прививать культуру пользования туалетом стал Петр I. До этого в некоторых городах уже существовала канализация, но весьма примитивная. В России в начале прошлого века канализация была всего лишь в 11 городах, причем Москва могла похвастать канализацией только в пределах Садового кольца, а при Петре в Москве лошади с повозками утопали в грязи по брюхо, хотя первые в России подземные каналы для отведения загрязненных вод были построены в Новгороде и Москве уже в XI-XIV веках.
Отсутствие канализации приводило к бесчисленным массовым инфекционным заболеваниям, в конце XVIII в. треть населения Москвы погибло от эпидемии чумы.
Новое время IXX -XX век.
Домовладельцы прибегали к разным мерам, чтобы избавиться от нечистот: устраивали спуски в водосточные трубы, в естественные водоемы, а во время дождей жидкие отходы спускались прямо на улицы, распространяя невыносимое зловоние. Сюда добавлялись стоки и от многочисленных фабрик, мастерских, бань.
Такое положение дел с удалением нечистот не могло удовлетворять городские власти. Инициатором постановки вопроса о канализовании Москвы стал инженер-гидротехник, отставной штабс-капитан М. А. Попов, представивший в 1874 году в городскую Думу "Проектные предначертания канализации г. Москвы».
В них предлагалось канализовать город в границах Камер-Коллежского вала по общесплавной системе, т. е. обеспечить прием в канализацию и хозяйственно-бытовых и дождевых стоков. Несмотря на высокую оценку проекта, его рассмотрение затянулось на 13 лет. Главная причина такой медлительности заключалась в том, что проект, при всей своей социальной значимости, не обещал большой коммерческой выгоды, так как канализацию в Москве предполагалось строить на средства города с широким привлечением заемного капитала.
До конца XIX века на всей территории Москвы существовала вывозная система удаления нечистот. Выгребные ямы, где они скапливались, представляли собой деревянные срубы, обмазанные для гидроизоляции глиной, и не могли предотвратить загрязнения почвы и воды в питьевых колодцах.
Домовладельцы прибегали к разным мерам, чтобы избавиться от нечистот: устраивали спуски в водосточные трубы, в естественные водоемы, а во время дождей жидкие отходы спускались прямо на улицы, распространяя невыносимое зловоние. Сюда добавлялись стоки и от многочисленных фабрик, мастерских, бань.
Такое положение дел с удалением нечистот не могло удовлетворять городские власти. Инициатором постановки вопроса о канализовании Москвы стал инженер-гидротехник, отставной штабс-капитан М. А. Попов, представивший в 1874 году в городскую Думу "Проектные предначертания канализации г. Москвы». В них предлагалось канализовать город в границах Камер-Коллежского вала по общесплавной системе, т. е. обеспечить прием в канализацию и хозяйственно-бытовых и дождевых стоков. Несмотря на высокую оценку проекта, его рассмотрение затянулось на 13 лет. Главная причина такой медлительности заключалась в том, что проект, при всей своей социальной значимости, не обещал большой коммерческой выгоды, так как канализацию в Москве предполагалось строить на средства города с широким привлечением заемного капитала.
С 1914 г. из-за значительной перегрузки поля орошения были переведены на режим полей фильтрации т. е. без выращивания сельскохозяйственных культур. В дополнение к ним были созданы Люберецкие поля фильтрации. |
В 1917 г. канализация обслуживала лишь 28% домовладений, причем большинство из них располагалось в центре города. О канализовании окраин города пока не было и речи.
С устройством канализации уменьшилась общая смертность — с 30,9-38,6 человек на 1000 жителей в 1870-71 гг. до 15,1 в 1909 году, когда к канализации было присоединено около 30 тыс. владений, резко уменьшилась смертность от брюшного тифа.
В годы довоенных пятилеток ускоренное развитие промышленности, рост населения и расширение территории города обусловили быстрое развитие и совершенствование систем канализации. Почвенные способы очистки сточных вод, требовавшие больших земельных площадей, уже не могли обеспечить очистку все возрастающего количества стоков. В конце 20-х годов, в связи с достижением предела производительности полей фильтрации, специалисты московской канализации приступили к освоению новых методов очистки на небольших станциях аэрации. В 1929 г. была введена в эксплуатацию первая в нашей стране станция интенсивных методов очистки городских сточных вод — Кожуховская станция аэрофильтрации, на которой впервые были предусмотрены специальные очистные сооружения: песколовки, отстойники, аэротенки, метантенки. Кожуховская станция на долгие годы стала образцом для проектирования, строительства и эксплуатации отечественных станций очистки городских стоков.
Вторая половина 30-х годов ознаменовалась масштабным строительством объектов канализации — Юго-Западного, Хапиловского, Измайловского, Яузского каналов, крупных коллекторов. К 1940 г. были построены районные очистные станции аэрации — Филевская, Закрестовская и Люблинская.
В это же время впервые в России была освоена технология сбраживания осадка, позволяющая получать биогаз, который сжигался в котельной с выработкой тепла.
Первой из крупных станций аэрации стала Люблинская станция производительностью 500 тыс.куб.м в сутки (1938г).
Проектирование Курьяновских очистных сооружений производительностью 500 тыс.м 3 /сут осуществлялось в период с 1936г по 1938г. В 1939г были начаты подготовительные работы, прерванные Великой Отечественной войной. Строительство станции возобновилось в 1947г. 18 декабря 1950г первые кубометры сточных вод поступили на сооружения механической очистки, а в 1952г заработали биологические сооружения.
В 70-х годах были построены два блока Новокурьяновской станции аэрации мощностью 1 млн куб.м/сут каждый, где впервые был предусмотрен процесс доочистки сточных вод с последующей дезинфекцией гипохлоритом натрия. Высокое качество дочищенной воды позволяло использовать ее после дезинфекции для технических целей на промышленных предприятиях, для чего предусматривалось создание системы промышленного водоснабжения. Все емкостные сооружения Новокурьяновской станции аэрации были выполнены в сборном железобетоне.
На сегодняшний день Курьяновские очистные сооружения являются крупнейшим в Европе природоохранным комплексом, занимающим территорию 160 га. Его проектная мощность составляет 3 млн. 125 тыс.куб.м сточных вод в сутки, поступающих с северо-западных, западных, юго-западных, южных, юго-восточных районов г. Москвы и прилегающей территории Подмосковья.
В 60-х годах XX века на месте Люберецких полей фильтрации началось строительство современных очистных сооружений — Люберецкой станции аэрации.
В августе 1963 г. была пущена в эксплуатацию 1-ая очередь очистных сооружений мощностью 600 тыс. куб. м/сутки. До конца 90-х годов поэтапно вводились новые блоки сооружений, их суммарная производительность составила 3 млн. куб. м/сутки. В этот период особое внимание при проектировании новых сооружений уделялось совершенствованию процессов биологической очистки сточных вод за счет внедрения современных прогрессивных технологий и оборудования.
В 1970-х годах протяженность городской канализационной сети составляла 5 тыс. км. В 1965-1980 гг. в эксплуатацию вводилось более 70 км канализационных сетей в год.
90-е годы прошлого века стали переломными в решении вопросов обработки осадка. На основе современного оборудования и технологий в Москве был создан мощный комплекс механического обезвоживания осадка городских сточных вод. Это позволило кардинально решить вопрос переработки осадка и утилизации осадка сточных вод с последующей рекультивацией территорий иловых площадок и передачей их под жилищное строительство.
В XXI век Мосводоканал вступил, развернув масштабные работы по модернизации канализационного хозяйства, совершенствованию технологий очистки сточных вод, обработки и утилизации осадков, внедрению "зеленых" технологий.
Современные люди с трудом себе представляют жизнь без удобств. Наличие в доме или квартире отопления, света и воды уже давно стало нормой. Однако мало кто из нас задавался вопросом, как были изобретены и внедрены в повседневный обиход те или иные блага цивилизации.
Многие археологи по результатам раскопок датируют появление канализации еще 3-м тысячелетием до нашей эры! Именно с этим временем связывают артефакты похожие на прообраз современной канализации, которые были обнаружены на местах проведения раскопок на территориях Древнего Вавилона, Месопотамии, Древнего Египта и нынешнего Ирака. На этих территориях нехватка воды всегда была характерной, в связи с чем земледелы уделяли просто огромное внимание оросительной системе плодородных земель. Позже, некоторая часть таких систем преобразовалась в прообраз будущей канализации. Канализационные канавы выкладывали булыжниками, камнями и кирпичами. Их обычно покрывали несколькими слоями кирпича, что позволяло добиться отсутствия неприятного запаха на улице.
Канализацию широко использовали и жители Древнего Рима. Удивительно, но древние канализационные сооружения в Риме используются и по сей день, ведь они сохранились просто в отличном состоянии! Стоки с нечистотами были направлены к реке Тибр. С течением времени к центральному коллектору прирастали все новые и новые сточные канавы. В него выходили трубы из знаменитых римских бань (терм), домов богатых жителей, из амфитеатров и всевозможных общественных заведений. К чести римлян следует сказать, что подобные сооружения строились не только в столице. В отдаленных провинциях при раскопках также были найдены следы канализационных сооружений.
Когда после нашествия варваров Римская Империя прекратила своё существование и наступила эпоха Средневековья, дома в Европе строились уже без канализации. Нечистоты просто выливались на улицах пешеходам под ноги. Тогда считалось совершенно нормальным выливать содержимое ночных горшков из окон прямо на мостовую.
Отсутствие в городах канализации стало причиной ряда эпидемий инфекционного характера, которые унесли не одну тысячу человеческих жизней. Проблемы с канализацией приходилось устранять.
В период Просвещения строительство систем канализации в городах было возобновлено. Этому способствовала ужасная вспышка холеры в 1830-м году, после чего правители европейских стран задумались о создании городских канализационных систем.
Интересен один факт. В Париже центральная канализация появилась только в эпоху правления императора Наполеона Бонапарта. До него все испражнения выливались прямо на улицу, что создавало отвратительную вонь в одной из красивейших столиц Европы. По указанию императора было проложено около 10 километров системы канализационных стоков. Реку Сену, куда уходили все нечистоты, заковали в гранитные набережные и столица Франции стала выглядеть совершенно по-другому!
На Руси же канализация была более обычным делом, чем в государствах Европы того времени. В древних летописях сказано, что канализация по образу и подобию римской имелась в некоторых славянских селениях еще в 9-м веке. Культуру использования канализации на Руси не смогло искоренить даже татаро-монгольское иго. Однако в период правления Ивана Грозного канализационные системы были заброшены. Это привело к вспышке ряда инфекционных заболеваний.
И только в эпоху правления Петра I культура использования канализации стала восстанавливаться. Но только в городах. В многочисленных деревнях крестьяне еще долгое время ходили в отхожее место. Именно царь Петр I стал приучать русских людей к культуре использования туалета.
До конца 19-го века в столице действовала система вывоза нечистот. Выгребные ямы, в которых происходило их накопление, выглядели как деревянные срубы. Они не спасали от заражения колодезную воду и почву. Назрела необходимость строительства в столице канализационной системы. О прокладке канализации в Москве шли долгие дискуссии, и она была начата в 1894 году. В 1917 году система канализации имелась лишь у 30% строений в Москве.
В 30-е годы 20-го века началось масштабное строительство канализационных объектов. Гигантские темпы развития промышленности, рост населения, увеличение территории городов дали толчок развитию и совершенствованию канализационной системы. Началось крупномасштабное строительство канализационной сети. Отношение людей к личной гигиене стало меняться коренным образом в лучшую сторону. К счастью в настоящее время люди научились быть чистоплотными и надлежащим образом относиться к своему здоровью.
Под термином канализация принято понимать комплекс санитарных мероприятий и инженерных сооружений. Они обеспечивают своевременный сбор сточных вод, образующихся на территории населенных пунктов и промышленных предприятий, в частности быстрое удаление (транспортирование) этих вод за пределы населенных пунктов, а также их очистку, обезвреживание и обеззараживание.
Источники загрязнения сточных вод
Основными загрязнениями сточных вод являются физиологические выделения людей и животных, отходы и отбросы. Они получаются при мытье продуктов питания, кухонной посуды, стирке белья, мытье помщений и поливке улиц, а также технологические потери, отходы и отбросы на промышленных предприятиях.
Бытовые и многие производственные сточные воды содержат значительное количество органических веществ, способных быстро загнивать и служить питательной средой, обусловливающей возможность массового развития различных микроорганизмов, в том числе патогенных бактерий; некоторые производственные сточные воды содержат токсические примеси, оказывающие пагубное действие на людей, животных и рыб. Все это представляет серьезную угрозу для населения. Требует немедленного удаления сточных вод за пределы жилой зоны и их очистки.
Варианты удаления и ликвидации бытовых отбросов с канализации
Наиболее простым и удовлетворяющим санитарным требованиям способом удаления сточных вод, является канализация населенных пунктов, то есть их выход из дома или квартиры по системе трубопроводов. Такой способ применяется с давних времен. При раскопках в Египте обнаружены канализации для сточных вод, построенные за 2500 лет до нашей эры. Аналогичные сооружения существовали еще раньше в Индии. В VI в. до н. э. в Риме был построен знаменитый канал «клоака максима», частично используемый в современной канализации Рима. Эти сооружения требовали значительных затрат труда и материалов и обязательного подведения воды.
- При малой плотности населения (25—50 чел/га) и отсутствии водопровода отбросы удаляли путем устройства выгребов или вывозили их ассенизационным транспортом (вывозная система).
- При слаборазвитой промышленности сточные воды выпускались непосредственно в водоемы, на берегах которых обычно и строились предприятия. Загрязнение водоемов этими водами воспринималось как неизбежное зло, поскольку методы очистки сточных вод не были разработаны.
В эпоху феодализма и последующий период развития капитализма возросшая плотность населения и развитие промышленности привели к ухудшению санитарного состояния городов. Это сильно осложнило получение в городах чистой воды.
Инфекционные заболевания и эпидемии, санитарные условия
Широко распространившиеся инфекционные заболевания и участившиеся эпидемии, вызвали необходимость строительства водопровода и канализации. Статистические данные показали, что после устройства водоснабжения и канализации заболеваемость и смертность населения значительно уменьшились. Особенно сильно снизилось число кишечных заболеваний.
Одной из важнейших положительных сторон устройства канализации (при одновременной организации надлежащего водоснабжения) является значительное улучшение санитарных условий жизни населения. При устройстве централизованного водоснабжения и канализации плотность населения и этажность застройки практически не ограничиваются.
Канализация в населенных местах является крайне важным фактором градостроительства, позволяющим по-новому решать вопросы планировки и застройки городов.
История развития канализации в Европе
После длительного периода застоя в средневековье интенсивное строительство канализации началось в Европе лишь в XIX в. Наибольший объем оно получило в Англии, которая одной из первых встала на путь промышленного развития и где быстрее всего происходил рост городов. Канализационные системы, хотя и малосовершенные, имелись в Англии в 1833 г. более чем в 50 городах. Значительно позже началось строительство канализации в Германии (Гамбург — с 1843 г., Штеттин — с 1862 г., Франкфурт-на-Майне — с 1867 г., Данциг — с 1870 г., Берлин — с 1873 г. и т. д.). К 1870 г. В Германии насчитывалось более 50 крупных городов, имевших канализацию. Медленно развивалось канализирование городов Франции, хотя канализированее самого Парижа было начато еще во второй половине XIV столетия. Более быстрым темпом шло строительство канализации городов США — к 1902 г. было канализировано около 1000 городов.
Строительство в городах Европы и Америки канализации, обеспечивающей лишь отведение загрязненных сточных вод и выпуск их без очистки в водоемы, очень скоро привело к резкому загрязнению последних.
Последствия этого первой ощутила Англия как в связи со значительным развитием городов, так и вследствие маловодности рек, не обеспечивающих необходимого разбавления сточных вод и самоочищения водоемов. Поэтому еще в 1861 г. в Англии был издан закон об очистке и освобождении сточных вод перед выпуском в реки от фекальных масс и гниющих веществ. Это было первым шагом к постановке в законодательном порядке вопроса об очистке сточных вод. Затем, на основании работ специальных комиссий в 1870 и 1876 гг., были установлены нормы очистки сточных вод при выпуске их в реки в зависимости от степени разбавления.
Канализация в России
Первые известные подземные каналы для отвода сточных вод в России были устроены еще в XIV в. (Новгород, Кремль в Москве). Однако в последующем Россия отставала в темпах и объеме канализационного строительства от других стран. Середина XVIII в. В это время в Петербурге началось широкое применение каналов, в том числе крупных (3,8X3,6 м), для отвода атмосферных вод. А в эти каналы поступали и бытовые воды. В 1832 г. протяженность водостоков Петербурга составляла уже 95 км и превышала протяженность сетей Парижа.
К 1825 г. в Москве были построены крупные Самотечный и Неглинный каналы, служившие для отвода атмосферных и сточных вод от зданий. В 1829 г. было начато строительство канализации в г. Старая Русса. Затем канализация была построена и в ряде других городов: Феодосии (1840 г.), Одессе и Тифлисе (1874 г.), Царском Селе (1880 г.), Гатчине (1882 г.), Ростове-на-Дону и Киеве (1893 г.), Москве (1898 г),
Саратове и Севастополе (1910 г.), Харькове (1914 г.), Нижнем Новгороде (1916 г.). Уже в то время некоторые города имели достаточно совершенные очистные сооружения в виде полей орошения (Москва, Одесса, Киев).
Система канализации великого Рима
Рим зачастую так и называли — Город («urbs»), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. «Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях, поражавших и обдуманной смелостью замысла и несравненной роскошью отделки, о величавых форумах, о триумфальных арках, которые спокойно и неопровержимо повествовали о победах и завоеваниях Рима. Отголосок этого восторженного изумления слышится в эпитетах, сопровождающих его имя: «золотой», «вечный». Однако, не только арки и форумы прославили Рим. Было и кое — что ещё.
Рим невозможно представить себе без Тибра. И естественно, первопоселенцы, современники Ромула и Рэма поначалу с удовольствием пили воду своей реки, славя своих италийских богов за ее чистоту и животворную силу.
Но город быстро рос, людей в нём становилось всё больше, и Рим начал тонуть в собственных нечистотах. Несчастная, загаженная до предела, река уже не успевала выносить отходы жизнедеятельности в море и в какой-то момент стала представлять собой угрозу, порой смертельную, для римлян. Тогда-то и появилось древнейшее законоположение римлян, относящееся к середине V века до н.э., вошедшее в историю как “Закон двенадцати таблиц”. Знаменательно то, что он содержит постановления санитарного характера: запрещение производить захоронения внутри города, предписание пользоваться питьевой водой не из Тибра, берега которого загажены горожанами, а ключевой водой с Сабинских гор (не ищите этого названия на современных географических картах, лучше вспомните полную драматизма легенду о похищении римлянами пленительных сабинянок).
Поскольку был принят Закон, для его неукоснительного соблюдения учреждается специальная должность эдилов, или попечителей. То были не врачи (с врачами в те годы в Риме, и не только в Риме, – “напряженка”, их катастрофически не хватало) – то были городские чиновники, в обязанности которых входило наблюдать за постройкой новых зданий, следить за порядком на рынках, за состоянием улиц, храмов – за чистотой берегов Тибра в пределах города. То есть на эдилов частично возлагались функции, как мы сказали бы сегодня, санитарно-эпидемиологического надзора.
Наконец, как венец всех усилий по обеспечению чистоты, появился настоящий шедевр той эпохи, а именно – Её Величество Большая Клоака!
Большая Клоака (Великая Клоака, Клоака Максима, лат. Cloaca Maxima (от лат. cluere — чистить) — часть античной системы канализации в Древнем Риме, она вполне оправдала свое название техническим совершенством и разветвленностью рукавов. В несколько измененном виде эта система функционирует до сих пор, её длина 1 км, средняя ширина 3 м, в устье у Тибра — 6,5 м, высота сводов — до 4 м). Первоначально это был открытый канал, сооруженный в VI в. до н. э. во времена правления трех римских царей, занимавшихся в широких масштабах градостроительными вопросами (Л. Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Л. Тарквиний Гордый).
Играла роль главного коллектора общесплавной системы. Многие века Cloaca Maxima оставалась самой совершенной канализационной системой в мире. К I веку новой эры население города достигло миллиона, а потому во времена Марка Агриппы (63–12 годы до н. э.) клоаку пришлось расширить, местами до семи метров: работники, следившие за ее состоянием, плавали по ней в лодке. Но самое удивительное то, что она существует и по сей день и находится во вполне работоспособном состоянии.
По легенде обширная система канализации для осушения низины между холмами Палатин и Капитолий, где позднее возник Римский форум, была создана при пятом царе Древнего Рима Луции Тарквинии Приске. Самым главным из каналов в этой системе была Клоака Максима, считающаяся прототипом античной канализации, она была проведена от форума в Тибр между Капиталийским и Палатинским холмами. Другие каналы, на строительство которых в 184 г. до н.э. была затрачена огромная сумма в 24 млн сестерциев, так же служили для отвода сточных вод.
Канал имеет до 3 м в ширину и более 4 м в высоту. В последствии, к этому подземному каналу вывели и стоки жилых домов. Правда, римляне считали, что канал этот недостаточно промывался, поскольку имел незначительный уклон. Но, тем не менее, он смог продержаться без капитального ремонта несколько столетий. Много позже, уже во времена императора Августа, в Риме вводится регулярная промывка каналов. Для этого использовали воду специально подаваемую из водопроводов.
Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. — 9, к концу III в. н.э. — 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км, а затем по акведуку на территории самого города). Акведуки представляли собой арочные конструкции, иногда многоярусные (Анио Новус имел в высоту аж 33,5 м.). Вода подводилась по акведукам по деревянным, глиняным или свинцовым трубам со специальными отверстиями в верхней части, чтобы вода не задыхалась. У Садового холма при акведуке Агриппы, который он специально провел для снабжения своих терм водой, был устроен водоочистительный резервуар Вирго (4 камеры, где вода отстаивалась и очищалась перед дальнейшей подачей в водопровод).
Римляне всегда прилагали большие усилия, чтобы добиться хорошего водоснабжения. Водопроводы Рима и Кампаньи даже сегодня демонстрируют это стремление. Вот что писал по этому поводу Плиний Старший: “Кто ценит изобилие вод в банях, в рыбных бассейнах, домах, садах, городских виллах, декоративных прудах; кто может оценить все совершенство этих приподнятых дуг водопровода, пробуравленные горы, перекинутые арки акведуков через долины и реки, тот должен признать, что на всей земле не существует ничего более достойного восхищения”.
В области строительства водопроводов многое сделал консул Секст Юлий Фронтин (30–100 г. н.э.), занимавший должность куратора вод, известный также своими многочисленными работами в различных сферах знаний, которые он в первую очередь старался применить на практике. Приняв должность куратора вод, он посчитал необходимым провести полную инвентаризацию водного хозяйства столицы империи и получить исчерпывающую информацию по этому поводу, которую изложил в своей работе “О водопроводе города Рима”. После исторического обзора всех водопроводов Рима, их мощностей, функций, пути следования, права пользования и проблем ремонта он разработал целую стратегию совершенствования водопроводов. Как энергичный и безупречный куратор Фронтин, не желавший зависеть от подчиненных ему специалистов, сам вникал в суть дела и стал первоклассным техническим экспертом. Он был горд тем, что благодаря его усилиям значительно улучшится “здоровье этого вечного города… потому что число распределителей, хозяйственных сооружений, колодцев и бассейнов будет повышено, а это позволит расширить права пользования водой частными лицами… Даже сточные воды не бесполезны: причины нездорового климата будут смыты; улицы станут чистыми, чище станет воздух, исчезнет атмосфера, которая при наших предках принесла плохую славу городу”.
Грандиозные работы по городскому благоустройству и санитарии были возможны благодаря постоянному притоку рабов из военнопленных. Но и не только. Сказались и новейшие достижения римлян в строительной технике и архитектуре. Арка и свод, составившие основу Колизея, явились открытием римских зодчих, то был оригинальный вклад Рима в историю мировой архитектуры. Арки использовались и при строительстве акведуков, доставлявших в города империи чистую воду из горных источников. Если на пути водопровода встречались реки или овраги, строители воздвигали аркады, которые поддерживали водопроводный канал.
Лучше других сохранился Гардский мост, построенный в I веке в римской провинции Галлии и снабжавший питьевой водой город Ним. Общая длина водопровода составляла 50 км, но от него осталась лишь трехъярусная аркада, проходящая над долиной реки Гар, она имеет 273 м в длину и 49 м в высоту. Смелый замысел сооружения потребовал высокой строительной техники. Гардский мост – идеальный образец кладки из тесаного камня. Блоки известняка тщательно пригнаны один к другому без связующего раствора. Их пролеты достигают 20 м, а центральная арка, соединяющая берега реки, имеет пролет 24,4 м. Величественный акведук составляет единое целое с окружающим пейзажем. В нем заключена присущая римскому зодчеству целесообразная красота инженерной конструкции, четкая и строгая логика архитектурной мысли, воплощенная в мощном ритме повторяющихся аркад. И глядя на это творение рук человеческих, нельзя не согласиться с Фронтином, утверждавшим, что “акведуки – главное свидетельство величия Римской империи”.
Автор Олег Питерский
Найдены дубликаты
Древний Рим
224 поста 2.6K подписчика
Правила сообщества
Просьба уважать правила сайта и постить сообщения только по тематике сообщества. В случае если ваше сообщение не соответствует теме, оно будет перенесено в общую ленту. Сообщество не является академическим обществом профессионалов, но все же, старайтесь подкреплять свои заявления фактами и не распространять мифы, слухи и прочее иначе будет вынесено предупреждение с дальнейшим баном. Неоднократное игнорирование тематики сообщества ведет к бану.
У нас, вообще-то, DC v.3.0)
спасибо за дополнение )
Pont du Gard шикарен, жаль фото в посте нет, там очень много туристов и устраивают сплавы на байдарках. Очень красивое место. Каждое лето туда с мужем и детьми ездим, искупаться и просто насладиться этой красотой)
В античности кругом канализация, а в средневековье срут из «окна». Эволюция.
Будто у каждого нищеброда был сральник, срали в общественных туалетах без кабинок
К сожалению, дома нищебродов не сохранились до наших дней, поэтому сложно сказать куда они ходили по нужде. Но сохранились замки, где жила «элита», и срали они со стены, образно говоря.
Как правило речь идёт о французских замках и королях, но это не совсем честно — у французов и в наши дни с гигиеной и чистотой что-то не ладится.
Меня это давно удивляло — миллион человек срут в систему канав, окружающая густонаселённая сельская местность срёт куда попало, и так мало опустошительных эпидемий.
Человеков тогда как раз жило гораздо меньше, чем сейчас.
Ну и римляне гигиену, в отличие от средневековых жителей, весьма уважали.
В древнем Риме частенько случались эпидемии малярии.
Когда там был миллион человек, то канализация была уже закрытая, она выводила все в Тибр ниже по течению, а там недалеко до моря. Вполне себе безопасно.
еще рабами Рима.»
а свинец разве не ядовитый?
Римляне этого не знали.
Знали, об этом писал инженер Витрувий и другие. Витрувий рекомендовал ограничить использование свинца в системах водоснабжения. Также было прекрасно известно, что люди на свинцовых производствах болеют и рано умирают, и были описания специфичеких признаков отравления свинцом — «сатурнизм».
Но отказываться от свинца общество не хотело, я думаю в силу экономических причин, традиций и привычек. И большинство все-таки этого не знало или серьезно к этому не относилось — много веков отцы и деды так жили, и ничего. Это как в наши дни с курением и алкоголем, или этилированным свинцовым бензином, которым пользовались аж до 90-х годов.
Судя по современным детям власть имущих, так они все не только воду из свинцовых труб пьют, но и ложками свинцовыми из урановых тарелок икру жрут.
Ну есть предположение какое я читал, вроде как проверяли даж, прост со временем в этих трубах накапливался осадок и со свинцлм вода больше не реагировал, собственно поэтому и не было массовых отравлений.
Да, в основном болели аристократы, пользовавшиеся свинцовой посудой и принадлежностями для вина. Свинец придавал сладкий привкус вину.
В качестве побочного продукта ацетат свинца (свинцовый сахар) образовывался при приготовлении так называемого «дефрутума» (выпаренного в свинцовых котлах виноградного сока), который широко использовался в древнеримской кулинарии как подсластитель.
Такую страну развалили!
Первая экспедиция Цезаря в Британию 55 г до н э (часть 3)
В самые кратчайшие сроки, буквально за три дня, Цезарю удалось навести порядок и водворить спокойствие среди бриттов – новых подданных римской республики. И солдаты, в довольно спокойной обстановке, занялись возведением и обустройствам лагеря. Впрочем, не заходя вглубь новой и небезопасной для себя территории, а расположившись практически не самом побережье.
Тем временем, лишь на четвёртый день после прибытия всех войск в Британию и сражения, те восемнадцать транспортных судов что перевозили конницу, наконец, показались на горизонте. Однако когда корабли приближались уже к побережью, и были отлично видны из римского лагеря, фортуна вновь показала свой несносный характер – внезапно началась сильнейшая буря, сопровождающаяся порывами ветра и сильными волнами. Так что ни один из подходящих кораблей не был в состоянии причалить к берегу. Часть судов была сразу отнесена в открытое море. Другие же, лишь благодаря отчаянным попыткам кормчих спасти положение, отдрейфовали с огромной для себя опасностью к другому побережью Британии. Но даже так им грозила нешуточная опасность разбиться о прибрежные скалы.
Вечером, эти корабли смогли стать якорем на мелководье. Однако ветер не стихал, а напротив даже усилился. Колебания воды в часы прилива были достаточно велики, и находиться на якоре стало небезопасно. К тому же эта ночь совпала с полнолунием, когда приливная волна достигала своего максимума. Подойти близко к берегу не представлялось возможным, а небольшая длина якорных канатов, не рассчитанных на такую глубину, не позволяла надёжно стать на якорь в момент прилива. Корабли уже начало заливать водой, и это грозило потерей этих судов, которые всё же смогли подойти к британскому берегу. В такой ситуации, у команды моряков просто не было иного выхода, как, не смотря на непроглядную ночь, сняться с якорей, выйти в открытое море и направить суда в сторону материка.
Но на этом трудности из-за разыгравшейся бури и сильного прилива не закончились. Страдал также и основной флот римлян. Дело в том, что военные корабли, которые имелись у них в распоряжении, после сражения Цезарь приказал вытащить на берег. Теперь их обильно заливало волнами, и сильным ветром волочило по камням. Досталось так же и грузовым судам, которые имели большую осадку и стояли на якоре неподалёку. Их бросало из стороны в сторону бурей, заливало водой, и они хаотично ударялись друг о друга. Но, даже видя всё происходящее, римляне не имели абсолютно никакой возможности этому противодействовать. Они ни как не могли, ни управлять этими кораблями, ни отбуксировать их в более безопасное место. Флот целиком и полностью оказался в руках бушующей стихии.
Но хуже всего было то, что римляне были не единственными, кто наблюдал за этой разыгравшейся трагедией. Всю их беспомощность прекрасно видели и бритты. Что было вдвойне опасно, поскольку в таких условиях авторитет римлян целиком и полностью базировался на их военном превосходстве и силе. К тому же, флот был единственной надеждой экспедиционной армии Цезаря вернуться домой. Других кораблей для отправки воинов и снаряжения не было ни во всей Британии, ни даже в Галлии. Так что помощи, в случае потери флота, ждать было неоткуда. А в распоряжении армии, конечно, не доставало необходимых материалов, ни для серьёзного ремонта кораблей, ни тем более для постройки новых.
Лишь утром стало возможным выяснить реальные размеры нанесённого ущерба. Как и следовало ожидать, большинство кораблей попросту разбились. На подавляющем большинстве остальных судов, был сорван такелаж, оборваны канаты, потеряны якоря, сломаны борта и т.д. Иными словами, практически весь флот был если и не потоплен, то приведён в совершенно не боеспособное состояние и не пригоден для плавания. Естественно, такие новости вызвали сильные волнения в войсках. Солдаты были на грани паники. Практически лишившись флота, они прекрасно понимали своё печальное положение. Все, включая Цезаря, были уверенны, что зимовать они будут в Галлии. Поэтом не было заготовлено достаточно провианта для зимовки. Ситуация складывалась не просто тяжёлая, а критическая.
Не трудно было предугадать реакцию на всё это местной знати. Такой разгром римского флота, лишь одной единственной ночью ненастной погоды, естественно не остался незамеченным. Бриттские вожди и князья, находившиеся у Цезаря после сражения, видели, что у римлян нет конницы, практически нет запасов провианта, и их флот сильно пострадал. Кроме того, легионы переправились на остров без надлежащего армейского обоза, так как не планировали оставаться здесь надолго. В связи с этим, лагерь римлян был достаточно мал. По крайней мере, так показалось кельтским вождям.
После этого вожди начали переговоры между собой. Большинство из них склонялись к возобновлению боевых действий против римлян, ибо представить более подходящий момент было действительно трудно. Они надеялись, что смогут отрезать лагерь от обеспечения продовольствием и, пользуясь своим неоспоримым численным преимуществом, смогут затянуть осаду до зимы. Они были в полной уверенности, что победив римлян в бою или взяв измором и голодом в лагере, они обезопасят себя от дальнейшего посягательства на их земли. Другие же, хоть и не были согласны с ними, но составляли абсолютное меньшинство, и были вынуждены подчиниться. Был составлен заговор. Вожди, под всевозможными предлогами стали покидать ставку римлян, и тайно, понемногу, вновь стали собирать воинов для нападения. Возникла совершенно реальная угроза крайне печального для римлян исхода экспедиции.
Но, Цезарь хотя ничего и не знал о заговоре, всё же не зря считался гениальным полководцем. Из факта разгрома флота и приостановки выдачи заложников, под различными предлогами, он вынес однозначные выводы, правильность которых позже полностью подтвердились. Он незамедлительно предпринял все возможные в этой обстановке действия, направленные на поддержание боеспособности армии и обеспечением её всем необходимым. Прежде всего, были выделены специальные отряды, которые доставляли в лагерь всё возможное зерно с ближайших полей. Далее, со всех разбитых кораблей, которые невозможно было починить в таких условиях, были демонтировано всё, что могло пригодиться для починки остальных. Снималось и тщательно использовалось всё – медные и железные детали, уцелевший такелаж, канаты и даже деревянная оснастка. Все эти детали незамедлительно были использованы для починки судов, которые пострадали не так сильно.
Те же несколько кораблей, которые практически не пострадали во время бури, были отправлены в Галлию за материалами, необходимыми для ремонта. Что ещё не маловажно – это настрой самих солдат. Всем было очевидно, в какой затруднительной ситуации они оказались. Поэтому не нужно было никого подгонять или наказывать за нерадивость. Каждый из легионеров трудился изо всех сил, понимая, что от этого сейчас зависит его собственная жизнь и жизнь его товарищей. В результате такой активной деятельности, римлянам уже довольно скоро удалось существенно поправить своё положение. Безвозвратно флот лишился лишь двенадцати кораблей. Что конечно было серьёзной утратой, но всё же не столь критичной в сложившихся обстоятельствах.
Во время этих событий произошло одно довольно серьёзное столкновение с местными кельтскими отрядами. Оно стало первым сражением, в котором бритты массово использовали свои тяжёлые колесницы в полевых условиях против римлян. Они, несомненно, являлись гордостью кельтов и наиболее мощным ударным оружием бриттских племён. И именно экспедиционному корпусу Цезаря довелось выдержать натиск этого, относительно нового для них вида вооружения. Сражение разыгралось при следующих обстоятельствах…
В один из дней, солдаты седьмого легиона были направлены на поле, находившееся недалеко от лагеря, для заготовки зерна. Колосья практически повсюду уже были убраны, но оставался один несжатый участок, которым и предстояло заняться легионерам. Зная об этом, бритты ночью устроили засаду в лесу, окружавшем поле, где и поджидали своих врагов. Римляне же не ожидали нападения, так как после их высадки, местные племена не проявляли открытой враждебности. Большая часть кельтов оставалась в своих деревнях, а некоторые открыто посещали лагерь римских войск, явно демонстрируя свои добрые намерения. Когда же солдаты добрались до поля, они сняли с себя доспехи и, сложив оружие, приступили к жатве. В этот момент они и были атакованы скрывавшимися кельтами.
Несколько легионеров было тут же убито, остальные же находились в сильном замешательстве, так как судорожно пытались вооружиться и организовать хотя бы некоторое подобие построения для обороны. Но сделать им это было чрезвычайно затруднительно. Тем временем, Цезарю доложили, что с передовых постов, стоящих у лагерных ворот, поступило донесение, что с того места, куда отправились солдаты седьмого легиона, виднеется необычно большое облако пыли. Совершенно справедливо заподозрив в этом какую-то провокацию или неприятность от местных варваров, император незамедлительно лично отправился туда, отдав приказ следовать за собой двум караульным когортам. Только уже из одного этого решительного действия полководца видно, как Цезарь относился к своим воинам, и почему они отвечали ему взаимной преданностью.
Две другие когорты должны были сменить ушедшие на их постах, чтобы не оставлять лагерь незащищённым. Всем остальным воинам, находившимся на тот момент в лагере, был отдан приказ спешно вооружиться и со всей возможной скоростью последовать за Цезарем. И вот, дойдя до поля, римляне увидели полностью окружённых и теснимых воинов седьмого легиона, которых яростно обстреливали бритты. Именно здесь Цезарь впервые наблюдал применение в бою тяжёлых британских колесниц, подробно описал это сражение и тем, сохранил для потомков живую картину этой кельтской тактики. Описание это столь интересно, что я приведу его целиком.
«Своеобразное сражение колесниц происходит так. Сначала их гонят кругом по всем направлениям и стреляют, причем большей частью расстраивают неприятельские ряды уже страшным видом коней и стуком колес; затем, пробравшись в промежутки между эскадронами (уж извините, так перевёл Хлевов), британцы соскакивают с колесниц и сражаются пешими. Тем временем возницы мало-помалу выходят из линии боя и ставят колесницы так, чтобы бойцы, в случае если их будет теснить своей многочисленностью неприятель, могли легко отступить к своим. Таким образом, в подобном сражении достигается подвижность конницы в соединении с устойчивостью пехоты. И благодаря ежедневному опыту и упражнению британцы достигают умения даже на крутых обрывах останавливать лошадей на всем скаку, быстро их задерживать и поворачивать, вскакивать на дышло, становиться на ярмо и с него быстро спрыгнуть в колесницу».
Интересно и примечательно в этом описании, во-первых то, что описанный «драгунский» стиль бриттских колесниц, сочетающий манёвренность конницы и силу удара пехотинцев, был действительно весьма эффективным и позволял использовать очень гибкую тактику на поле боя. Во вторых, свидетельство Цезаря в принципе подтверждает написанное и дошедшее до нас в ирландских сагах и рассказах чудеса вольтижировки, проявляемые отдельными героями. Судя по словам Цезаря, воины колесничие (которые, несомненно, являлись элитой воинского сословия и племенной аристократии) обладали поистине блестящими талантами, отшлифованными годами упорных тренировок. Искусное управление боевой колесницей в сражении, отнюдь не было уделом одиноких героев, но являлось обязательной воинской практикой всех бриттских воинов-колесничих.
Наблюдая за всем этим, римляне находились в крайнем замешательстве, и не знали какую именно тактику стоит противопоставить противнику. Но как бы то ни было, но подкрепление во главе с Цезарем прибыло весьма вовремя. При виде подходящих в полном боевом порядке войск римлян, бритты немедленно отступили. Сам же Цезарь не счёл возможным преследовать врага, впрочем, и не имея для этого никакой возможности. Поскольку основной наступательной силой у местных кельтов были колесницы и конница, бритты в полной мере использовали это преимущество, навязывая своим противникам «инициативу боя» там и когда им удобно и выгодно. Римляне же были вынуждены вести преимущественно оборонительный бой. Иными словами, за кельтами оставалось право «первого хода». И как они им воспользуются мы скоро и узнаем.
Особенно тем кто посмотрел видео и поддержал канал 😏😏
Германские войны Рима (ч 2) — Вторжение
Кампания 12 года до н.э.
От купцов торговавших с римлянами посещавших их страну, сугамбры знали о масштабных приготовлениях, которые в это время вовсю осуществлялись на левом берегу Рейна. К лету 12 г. до н.э. римские намерения стали очевидными, и сугамбры на общем собрании приняли решение не ждать неминуемого вторжения, а упредить врага и ударить первыми. Заключив союз со своими постоянными союзниками узипетами и тенктерами, они собрали огромную армию. Эти приготовления, в свою очередь, не остались тайной для римского командования, которые к тому времени наладили активную агентурную сеть и разведывательные дозоры на правом берегу Рейна в землях германцев. Друз ожидал нападения и обрушился на противника как раз в тот момент, когда германцы переправлялись через Рейн. Будучи застигнутыми врасплох, те потерпели жестокое поражение и были вынуждены вернуться на родину. Римляне, преследуя отступавших, опустошили прилегавшую к берегу территорию узипетов. Далее в глубину страны они не пошли, ограничившись лишь предварительной рекогносцировкой.
Основным событием кампании этого года должна была стать широкомасштабная морская экспедиция Друза. Корабли под личным началом командующего спустились по Рейну и вышли в Северное море. С батавами, жившими на островах в устье Рейна, и фризами, обитавшими вдоль морского побережья, был заключён союзнический договор, обязывавший их поставлять римлянам вспомогательные отряды, и обеспечить безопасное проведение римских судов между отмелей, в современном ваттовом море. (Прерывистая череда ваттов (мелководных морских участков) у берегов Нидерландов, Германии и Дании, часть акватории Северного моря, ограниченная цепью Фризских островов).
Сопровождаемый отрядами фризов, следовавшими за ним вдоль побережья, римский флот направился на восток, чтобы исследовать устья Везера и Эльбы.
Возможно, район его плавания оказался ещё дальше, и римляне достигли даже северной оконечности Ютландии, за которой увидели простиравшиеся далее воды Балтики. Плиний Старший добавляет к этому, что флот, посланный Августом, обогнул Германию до Кимврского мыса, за которым увидел «лежавшее перед ним необъятное море и, как говорят, услыхал, что оно простирается до страны скифов и до крайне влажной местности». В ходе плавания римляне достигли мест обитания кимвров, соплеменники которых за сто лет до этого разгромили несколько римских армий и создали угрозу самому Риму. Ютландские кимвры, опасавшиеся, что римляне захотят отомстить за нашествие кимвров и тевтонов в прошлом, снарядили посольство с дарами и щедрой данью к Августу, умоляя простить им вину их предков.
Сопровождаемый отрядами фризов, следовавшими за ним вдоль побережья, римский флот направился на восток, чтобы исследовать устья Везера и Эльбы.
Возможно, район его плавания оказался ещё дальше, и римляне достигли даже северной оконечности Ютландии, за которой увидели простиравшиеся далее воды Балтики. Плиний Старший добавляет к этому, что флот, посланный Августом, обогнул Германию до Кимврского мыса, за которым увидел «лежавшее перед ним необъятное море и, как говорят, услыхал, что оно простирается до страны скифов и до крайне влажной местности». В ходе плавания римляне достигли мест обитания кимвров, соплеменники которых за сто лет до этого разгромили несколько римских армий и создали угрозу самому Риму. Ютландские кимвры, опасавшиеся, что римляне захотят отомстить за нашествие кимвров и тевтонов в прошлом, снарядили посольство с дарами и щедрой данью к Августу, умоляя простить им вину их предков.
Поскольку на карте Агриппы Каспийское море являлось заливом Океана, а расстояние от Рейна до него составляло примерно 2500—3000 миль, Август, находившийся в то время на вершине могущества, вполне мог задумываться о покорении этих территорий. И что ещё более вероятно могло заинтересовать Августа это возможность ударить по Парфии со стороны Каспийского моря. Однако последующие события, как и неверные сведения о размерах обитаемого мира поставили крест на этих амбициях.
Вернувшись из морского похода, Друз отправился к Августу, с подробным описанием экспедиции, географическими наблюдениями и прочей информацией, которая, кстати, оказалась весьма полезной для планирования последующих операций. Войска и флот готовились к зимовке, а сам Друз получивший должность городского претора Рима отбыл в Италию.
Кампания 11 года до н.э.
Зиму 11 г. до н.э. Друз провёл в Риме. Весной, он был вызван в Лугдун в ставку Августа, где получил подробные инструкции и планы военных действий. После чего Друз вновь вернулся на Рейн. Давно запланированное римское наступление на Германию началось. Войска под его руководством пересекли реку и обрушились на узипетов. Одержав над ними победу, Друз двинулся на восток вверх по долине Липпе. Серьёзного сопротивления оказано не было, поскольку сугамбры в это же время выступили в поход на хаттов, которым они хотели отомстить за отказ вступить с ними в союз против римлян. При минимальном сопротивлении легионы достигли Везера и вступили в область живших здесь херусков. Застигнутые врасплох, херуски не стали сражаться и изъявили римлянам свою покорность.
Возвращение к Рейну на зимовку проходило в гораздо более опасной обстановке засад и нападений. Сугамбры, преследовавшие римлян, попытались окружить римскую армию, преградив ей путь в теснинах у Арбалона. Первоначальный успех был не на стороне римлян, и события складывались примерно по тому же сценарию как и у Квинтилия Вара, через 20 лет. Атакованные на марше римляне понесли потери и к концу дня были вынуждены отступить в собственный лагерь. На ночь германцы расположились в полном рассредоточении и беспечности, занимаясь грабежом обоза и уже начав праздновать победу, считая, что утром им предстоит лишь добить побеждённого и деморализованного противника. Между тем, римский полководец укрепил лагерь и ночью привёл расстроенные войска в порядок. Дисциплина и выучка его солдат вновь стала решающим фактором, позволившим переломить неблагоприятную ситуацию. С первыми лучами восхода римляне обрушились на спокойно спавших врагов и обратили их в паническое бегство.
С наступлением первых холодов римская армия вновь переправилась через Рейн, было принято решение укрепиться на противоположном берегу, и провести зимовку на германской территории. Кассий Дион сообщает, что Друз построил два укрепленных лагеря, один из которых должен было держать под контролем сугамбров, а другой — хаттов. Первый из них, скорее всего, являлся Обераденом, большим лагерем, остатки которого были обнаружены на левом берегу Липпе у её слияния с Сасеке.
Форма лагеря представляет собой неправильный прямоугольник, по всему периметру окружённый V-образным рвом и 4,5-метровым валом с установленными на нём деревянными башнями. Размеры лагеря 840×680 м и площадь примерно 56 га говорят, что он предназначался для размещения 2х или 3х легионов и вспомогательных войск. При раскопках 1906–1914 гг., 1937–1938 гг. и 1962–1963 гг. на его территории были найдены остатки штаб-квартиры, жилых бараков и помещений различного назначения, остатки оружия и предметов римского военного снаряжения. Дендрохронологический анализ показывает, что деревья, использовавшиеся при постройке лагеря, были срублены поздней осенью или зимой 11 г. до н.э.
Второй лагерь, возможно, соответствует остаткам, обнаруженным на вершине холма недалеко от Хедемюндена в низовьях Верра в Нижней Саксонии. Внутреннее пространство лагеря имеет размеры 300×125 м и площадь 3,2 га. Здесь также были найдены многочисленные следы присутствия военных, в том числе следы палаток и колышки для их крепления, находки монет и предметов военного снаряжения. Скорее всего, лагерь был основан как база снабжения для войск, направлявшихся вдоль Верре на северо-запад к верховьям Везера.
Кампания 10 года до н.э.
К 10 году до н.э. а особенно после зимовки на германских землях римских войск, германцы поняли, что это уже не просто акции возмездия за набеги и разорение римской провинции, а целенаправленная акция по укреплению римских границ и позиций, по обеим берегам Рейна. Весной 10 г. до н.э , германские вожди собрались на совет, где приняли решение, о противостоянии римлянам с созданием широкой коалиции племен. В нее вошли давние противники римлян сугамбры, а также хатты, херуски, свевы и маркоманны. Была начата подготовка и сбор войск для атаки римских укреплений и стоянок и последующего нападения вглубь Галлии.
Естественно слухи об этих договоренностях и приготовлениях дошли до римлян. Август, получив эти вести, покинул Рим и снова выехал в свой своеобразный штаб в Лугдунской Галлии, откуда собирался руководить ходом военных действий. Однако Друз, находившейся в то время там, вместо подготовки к оборонительным сражениям и укреплениям лагерей, собрал войска и первым выдвинулся в германские земли. Свои войска в этот раз он повел по долине Майна. Хатты и Маркоманы с наспех собранными войсками решились дать римлянам открытое полевое сражение, в ходе которого были наголову разгромлены. Преследуя отступающих германцев, римляне продвинулись до верховьев Везера, опустошая по ходу своего движения все германские поселения.
Сами очевидцы тех событий подчеркивают особо ожесточенный характер войны, германские деревни разрушались и сжигались, мужчины и женщины, оказывавшие сопротивление, убивались на месте, остальные кто не успевал бежать в леса, забирались в рабство. Эта жестокость имела конкретную цель. Во первых — показать всем прочим племенам к чему может привести непокорность, во вторых — ликвидировать базу для нападений на римские границы. Такая тактика дала свои результаты, практически вся территория между Рейном и Везером, перешла под контроль римлян, количество местного населения значительно сократилось, римляне смогли отодвинуть основной театр последующих боевых действий дальше от Рейна, чем обезопасили границы римских провинций. Результаты кампании 10 года до н.э. полностью оправдались. Хатты и маркоманы были разгромлены, херуски, свевы и сугурбы вернулись на свои земли. Как германцы, так и римляне приготовились к зимовке.
Примерно в это же время римские войска под командованием Тиберия на дунайском фронте, усмирили внутренние районы Далмации, заняли южную часть Паннонии между реками Сава и Драва, вышли на среднее течение Дуная, все эти земли вошли в состав новой провинции Мёзия.
Германец современная реконструкция
Кампания 9 года до н.э.
Кампания 9 г. до н.э. вновь была направлена главным образом против хаттов и их соседей. Следуя двумя колоннами вверх по течению Лана и Веттера, войска вышли к верховьям Везера. Соединившись здесь, они в полевом сражении нанесли поражение хаттам и свевам, которые потратили зиму на сбор своих войск. Маркоманы и херуски, избегая столкновения, отступили на восток за Эльбу. Преследуя их, Друз также подошёл к Эльбе в районе современного Магдебурга, где река имела ширину приблизительно 240 м. Переходить её римский полководец не стал. Согласно легенде, ночью в его палатку явился призрак в виде женщины огромного роста, запретившей ему следовать дальше и предсказавший скорую гибель. Собираясь к походу на Маркоманнов, Друз внезапно получил известие о необходимости возвращения в Галлию. Оттуда он должен был ехать в Рим, но решил дождаться Тиберия, который завершив кампанию в Паннонии, был переведен в Галлию для дальнейших кампаний против Германцев. Обратный путь войска лежал между Тюрингским лесом и Гарцем. Здесь произошло ещё несколько столкновений и засад, но нигде атаки германцев не были успешным.
Римская армия уже перешла Заалу, когда внезапно лошадь Друза, испугавшись тени, упала вместе с всадником, причём так неудачно, что тот сломал ногу. Рана воспалилась, началась гангрена, Тиберий, при первом известии о несчастии примчавшийся из Италии, застал брата ещё в живых и принял у него командование войсками. Армия в полном порядке вернулась за Рейн. 14 сентября 9 года до н.э. через месяц после начала болезни, Друз скончался.
Так завершился путь успешного римского военачальника, особо ценимого императором Октавианом.
В Рим тело Друза внесли самые знатные граждане города. Август приказал поместить его прах в Мавзолее Августа. Легионеры, с которыми он воевал, воздвигли ему посмертный памятник в Могонциаке (совр. Майнц, Германия). Сам он посмертно был удостоен почетного когномена «Германик» (Германский), который должен был передаваться в семье от отца к старшему сыну. Также на Аппиевой дороге была установлена триумфальная арка с трофеями в его честь.
События 8-7 года до н.э. Кампания Тиберия.
После похорон Друза во главе германской армии стал Тиберий, который в течение 8–7 гг. до н.э. в основном завершил ранее начатые военные операции. Тиберий поставил перед собой задачу закрепиться между Рейном и Эльбой, подчинив себе местные племена. Идти дальше на восток было слишком рискованно, велика была опасность оказаться отрезанными от Рима с незащищённым тылом. Тем временем римскими властями приграничных провинций были переселены на левый берег Рейна 40 000 германских варваров, а вожди мятежных сугамбров лишены свободы и сосланы под надзор в галльские города. В 8–7 гг. римляне укрепили аванпосты по линии Везера, размечая новую границу. Сочетая карательные акции, с искусной дипломатией, Тиберий сумел добиться замирения территории между Рейном и Везером.
Организованное сопротивление практически прекратилось, вожди варваров изъявили римскому военачальнику свою покорность, наиболее непримиримые должны были оставить свои земли и переселиться далеко на восток. Из Лугдуна за действиями Тиберия наблюдал Август, который в 7 г. до н.э. наградил его званием консула и правом отпраздновать победный триумф.
Тиберий и сам Август были провозглашены императорами. Солдаты получили почётные назначения и денежные награды. В Риме и Лугдуне был осуществлён массовый выпуск монет с изображением триумфальной арки и надписью GERMANIA. Эти мероприятия наглядно свидетельствуют о том, что покорение Германии считалось оконченным. Но более всего об этом говорит осуществлённое Августом в том же году расширение городской территории Рима, которое считалось возможным лишь в случае увеличения римских владений.
Особенно тем кто посмотрел видео и поддержал канал 😏😏
Марк Клавдий Марцелл — "меч Италии"
Автор: Дмитрий Абраменко.
Ты уж точно не будешь благодарить судьбу, когда твой противник — сам Ганнибал Барка. Но римскому претору Марку Клавдию Марцеллу выбирать не приходилось. Тем не менее в момент, когда республика буквально находилась на краю гибели, он сделал все возможное, чтобы хоть как-то смягчить последствия позорнейшего поражения римлян при Каннах. В первый же год после легендарного сражения, во время борьбы за Нолу и Неаполь, Марцелл дал римлянам то, в чем они так остро нуждались — надежду.
Итак, в 216 году до н.э. отгремели Канны. Утопив римлян в их собственной крови, Ганнибал вполне резонно ожидал, что противостояние Рима и Карфагена во Второй Пунической войне подходило к своему логическому завершению. Осталось лишь дождаться римских послов с просьбами о мире и можно на покой. Но все вышло не так, как ожидал карфагенский полководец — неугомонные квириты, ломая все шаблоны, решили биться до конца. Сказать, что Ганнибал Барка растерялся от подобного — ничего не сказать. Ну хорошо, первоначальный план по истреблению римлян потерпел фиаско, надо было придумывать новый. К счастью, долго думать не пришлось — после Канн бурлила вся Италия и многим римским союзникам на полуострове пришла в голову мысль, что они уже и не их союзники вовсе, а Ганнибалу лишь требовалось сыграть на этом.
Потенциальное отложение италиков являлось важнейшим фактором для победы над римлянами в новых обстоятельствах затяжной войны. Поэтому в ход пошли все возможные методы — договоры, угрозы, демонстрация как силы, так и благородства. В результате оставшись без поддержки со стороны Рима, да и просто поддавшись на сладкие речи Ганнибала, на сторону карфагенян переметнулось множество городов на юге Италии, в том числе и богатейшая Капуя. Данное обстоятельство не могло не ударить по престижу республики (хотя, о каком престиже могла идти речь после Канн?). Так, Капуя — это, конечно, хорошо, но Ганнибалу требовался выход к морю для надежной связи с Карфагеном. Поэтому наибольший интерес в регионе вызывал Неаполь, стратегически важный порт на берегу Тирренского моря. Но жители Неаполя переходить на сторону Ганнибала не спешили, а осаждать портовый город без флота — такое себе. Поэтому ключом к Неаполю стал город Нола. Захватом Нолы Ганнибал убил бы сразу двух зайцев — из-за своего расположения город позволял не только угрожать непосредственно Неаполю, но и не упускать из вида Капую. Звучит как план! Осталось воплотить его в жизнь, но тут на сцену выходит Марк Клавдий Марцелл — будущий «меч Италии».
Римский претор застал весть о поражении при Каннах, когда по приказу сената во главе флота отбывал в Сицилию, где обстановка к этому времени складывалась, мягко говоря, неспокойная. Но, учитывая сложившеюся ситуацию, Марцелл получил новый приказ — выступить в Канузий, в котором из разбитых легионов требовалось собрать хоть что-то боеспособное и дать отпор Ганнибалу в Южной Италии. Несомненно, задача непростая, но и Марцелл был не из робкого десятка. Отличный воин и командир, успешно бивший в свое время галлов, да еще и ветеран первой Пунической войны — неплохой такой послужной список. Поэтому, не желая терять ни минуты, Клавдий Марцелл передал командование флотом и устремился в Канузий. Прибыв в город, римскому военачальнику удалось из того что было слепить некое подобие армии. Конечно, боеспособность легионеров, переживших Канны оставляла желать лучшего и, соответственно, об открытом противостоянии карфагенской армии не могло идти и речи. Но и от Марцелла требовалось лишь быть «тенью Ганнибала» и по возможности реагировать на изменения ситуации. Тем не менее энергичному и решительному военачальнику не сиделось за стенами города и он перешел к активным действиям. Марцелл организовал нечто похожее на партизанскую войну, вылавливая и вырезая небольшие отряды пунийцев, которые разбрелись в поисках наживы по деревням и дорогам южной Италии. Тем самым он не только портил жизнь Ганнибалу, но и демонстрировал римским солдатам, что карфагенян можно бить. Вскоре после этого римский претор отправился в Казилин, что вблизи Капуи, таким образом прикрыв дорогу к Риму и одновременно создав угрозу союзному Ганнибалу Барке городу. Тут-то к Клавдию Марцеллу и прибыли посланцы из Нолы с просьбой о помощи.
Тем временем, армия Ганнибала приближалась к Ноле, а в самом городе разразилась нешуточная борьба между сторонниками и противниками карфагенян. Большая часть жителей Нолы решила поддержать Ганнибала, а правящие элиты были настроены проримски. Именно они и отправили гонцов к Марцеллу, а чтобы успокоить народ и хоть как-то потянуть время до прибытия римского полководца, сделали вид, что тоже желают союза с карфагенянами и готовы на переговоры. И это сработало. Пока ноланцы «договаривались» с Ганнибалом, Клавдий Марцелл во главе своей армии на всех парах мчался к городу, прекрасно понимая его стратегическое значение. И когда Ганнибал Барка все-таки подошел к Ноле, то вместо радостных приветствий и распахнутых ворот, увидел на стенах города римские гарнизоны. Это в планы карфагенского полководца не входило. Постояв, подумав, Ганнибал решил увести свою армию к Неаполю в попытке вновь овладеть городом. Ну может в этот раз получится уговорить граждан Неаполя? Не получилось. Еще раз постояв и подумав, пуниец направился в другой город Кампании — Нуцерию, осадил его и сжег, а жителям позволил уйти (не стоит портить имидж, с италиками нужно быть милостивым). Зачем Ганнибалу вообще сдался небольшой и не имеющий стратегической ценности городок — одним богам известно. Ну ладно. В очередной раз постояв и подумав, Ганнибал решил все же вернуться к Ноле и взять ее штурмом, несмотря на римскую армию, засевшую в городе.
Пока Ганнибал проводил для своей армии экскурсию по южной Италии, Марцелл не сидел сложа руки. Главной проблемой, которую требовалось решить римскому полководцу, был потенциальный мятеж сторонников Ганнибала в городе. Одним из лидеров прокарфагенской партии в Ноле был италик Луций Бантий. Участник битвы при Каннах, Бантий, как и все неримляне, был отпущен Ганнибалом после сражения. Как говорится, за добро платят добром и италийский воин решил поддержать карфагенян и уже успел окружить себя многочисленными сторонниками. В такой ситуации устранить Бантия публично и без последствий нельзя, нужно было договариваться. Но что-что, а талантов римскому претору было не занимать. Помимо воинской удали, Марцелл оказался еще и очень красноречив. Полководец сумел переманить Бантия на свою сторону, подарив последнему коня и пятьсот денариев. Воинская честь — это, конечно, хорошо, но пятьсот денариев — это пятьсот денариев. Тем самым, когда карфагенская армия вновь появилась под стенами Нолы, накал страстей в городе немного поубавился.
На этот раз Ганнибал решил не тратить время зря и сразу приступил к штурму Нолы. Но все опять пошло не по плану — когда пунийцы начали готовить осадные орудия, ворота города распахнулись и оттуда стали выходить римские легионы. Ганнибалу пришлось все бросить и разворачивать войска для сражения. Зная сильные стороны карфагенской армии, Марцелл вполне здраво рассудил, что под прикрытием огня с городских стен и лишив противника возможности обойти римскую пехоту конными отрядами, он имел немало шансов на успех в бою. Понимал это и Ганнибал. Оба полководца медлили, не решаясь что-то предпринять. В итоге простояв друг напротив друга весь день, армии разошлись, пунийцы к себе в лагерь, римляне — обратно в Нолу. На следующий день ситуация повторилась. И в последующий тоже. Неизвестно, сколько бы это все продолжалось, если бы до Марцелла не дошли слухи, что карфагеняне за его спиной смогли договориться с горожанами и последние в следующий же раунд этой нехитрой игры попросту закроют за римлянами ворота. Так дело не пойдет. Оценив ситуацию, римский полководец пошел на небольшую хитрость. На следующее утро он приказал запереть все городские ворота, распределив перед ними отряды своих солдат. А чтобы местные жители ничего такого не учудили, Марцелл запретил им приближаться к городским стенам и приставил охрану к своим обозам. Когда же карфагенская армия вновь построилась перед городом, римлян нигде не было видно. Ганнибал решил, что квириты узнали о сговоре с горожанами и боятся выходить из города. Чтобы не терять момент, был отдан приказ штурмовать город.
Пунийцы стали выкатывать из лагеря осадные машины и лестницы. Но тут внезапно распахнулись городские ворота и повалившие оттуда легионеры ринулись в атаку на нарушенный строй карфагенян. Разгорелась ожесточенная рукопашная схватка. Но ни одна из сторон так и не получила явного перевеса и вскоре обе армии вновь разошлись. Поняв, что город ему не взять, Ганнибал увел свою армию. Трудно назвать это блистательной победой римлян, но Марцелл свою задачу выполнил — Нолу карфагеняне не заполучили. Через некоторое время Ганнибал еще попытался взять тот самый Казилин, из которого когда-то Марцелл и прибыл в Нолу, но тоже неудачно, а потом и вовсе ушёл на зимовку в Капую. Так прошел первый год после битвы при Каннах.
Хоть действия Ганнибала в этой кампании и могут показаться слегка сумбурными, но все-таки стоит отдать Марцеллу должное. Находясь в действительно сложном для римлян положении и имея ограниченные ресурсы, римский полководец сделал все от него зависящее, чтобы охладить пыл Ганнибала после Канн. Да, Марцел не разгромил карфагенянина в открытом бою (что в принципе было невозможно в то время) и не переломил исход войны, но настоящей занозой для Ганнибала он стал, не говоря уже о психологическом эффекте, который он оказал на своих солдат. Римский претор наглядно показал, что с пунийцами в Италии можно бороться. Тут следует отметить характер полководца — уверенность в своих силах, решительность и, я бы даже сказал, дерзость. Но, как покажет будущее, у этих качеств будет и обратная сторона. Самоуверенность и, вызванное этим, страстное желание одолеть легендарного Ганнибала не оставляло Марка Клавдия Марцелла ни на минуту, желание, которое впоследствии его и погубит, но об этом как-нибудь в другой раз.
Автор: Дмитрий Абраменко.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку «С Пикабу от . «, чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Источник https://ingener-pto.ru/2019/12/12/istorija-kanalizacii-v-mire/
Источник https://pikabu.ru/story/sistema_kanalizatsii_velikogo_rima_7220981
Источник
Источник