Крыша гаража: выбор материала и технология устройства кровли

Крыша гаража: выбор материала и технология устройства кровли

Крыша гаража: выбор материала и технология устройства кровли

Автомобиль представляет собой неодушевлённый предмет, но несмотря на это, он подобно живому существу нуждается в уютном микроклимате. Залогом последнего является надёжная крыша, которая даже в самую сильную непогоду остаётся герметичной. Из чего и как можно сделать такую крышу — этой теме будет посвящена наша статья.

Конструкции крыш гаража

Гараж относится к хозяйственным постройкам, потому эстетический аспект при выборе конструкции его крыши обычно остаётся в стороне. Рассматриваются лишь чисто функциональные варианты.

Плоская крыша

Покрытие состоит из пустотных железобетонных плит, которые укладываются на фасадную и тыльную стены. Плиты должны лежать горизонтально, поэтому стены под них делают одинаковой высоты. В плитах имеются закладные детали — монтажные петли из стального прута, через которые каждое изделие привязывается толстой проволокой к соседним плитам или к специальным петлям, имеющимся в кладке стены.

Поверх плит формируется стяжка, имеющая уклон в 5 o для отвода влаги. В качестве гидроизоляционного покрытия на неё настилается кровельный материал.

Гараж с плоской крышей

Основу плоской гаражной крыши составляют железобетонные плиты

Железобетонные плиты стоят дорого, но зато они:

  • не гниют и не горят;
  • выдерживают вес человека, поэтому позволяют использовать крышу для самых различных задач, например, раскладывания фруктов и овощей для сушки на солнце.

Скатная крыша

Скатные крыши бывают:

  • односкатными;
  • двускатными;
  • шатровыми;
  • мансардными.

Мансардная крыша над гаражом устраивается крайне редко, поскольку обычно такие постройки в дополнительных помещениях не нуждаются. Ещё реже хозяева автомобилей решаются на возведение шатровой конструкции — разве только для поддержания единого стиля всего ансамбля строений на участке. Двускатные крыши часто предпочитают заядлые голубятники, превращая чердачное помещение над гаражом в комфортабельные птичьи «апартаменты». Но подавляющее большинство автомобилистов останавливает свой выбор на односкатных конструкциях.

Упрощённо процесс возведения односкатной крыши можно представить следующим образом:

  1. На фасадную и тыльную стены укладывается распределяющий нагрузку брус — мауэрлат, который крепится к стенам посредством закладных шпилек.
  2. На мауэрлат с определённым шагом монтируются перекрывающие помещение деревянные балки — стропила.
  3. На стропила также с определённым шагом крепятся рейки обрешётки (она может быть и сплошной, например, из фанеры).
  4. На обрешётку укладывается кровельный материал.

Стропила, как правило, располагают с уклоном 12 o и более. Для этого фасадную и тыльную стены выводят на разную высоту.

Гараж с односкатной крышей

Для того чтобы односкатная крыша имела необходимый уклон, тыльную и фасадную стену гаража необходимо вывести на разную высоту

Достоинство односкатной крыши состоит в низкой стоимости. Недостатками же являются:

  1. Горючесть деревянных элементов, а также их неустойчивость к воздействию микроорганизмов (гниение). Улучшить некоторым образом ситуацию помогает обработка антипиренами и антисептиками.
  2. Отсутствие возможности свободно перемещаться по крыше: наступать можно только на стропила, да и то, если кровельное покрытие в этом месте не имеет волны (для жёстких видов покрытий).

Указанные недостатки односкатной крыши можно преодолеть, если сделать её не деревянной, а металлической: в качестве стропил используются фермы, сваренные из уголка, этот же уголок применяется в качестве обрешётки. Стоит такой вариант дороже, но зато является намного более долговечным. Стальные элементы нужно будет покрасить, чтобы они не подвергались коррозии.

Выбор кровельного материала

Количество существующих на сегодняшний день кровельных материалов исчисляется десятками, так что выбор при отсутствии опыта и профильных знаний оказывается непростым. Сориентироваться помогут следующие рекомендации.

Материалы для покрытия бетонной крыши

К бетонной крыше крепить кровельный материал механическим способом затруднительно, поэтому целесообразно применять те его разновидности, которые в таком креплении не нуждаются. Таковыми являются рулонные (мягкая кровля) и наливные материалы (жидкая кровля).

Они являются наиболее подходящими:

  • если есть цель обойтись наименьшими затратами;
  • при отсутствии возможности применить механический способ крепления покрытия;
  • при желании сделать кровлю бесшумной (для гаража это не особенно актуально).

У людей, далёких от темы устройства крыши, понятие «мягкая кровля» стойко ассоциируется с рубероидом — битумным рулонным материалом с картонным каркасом. Действительно, в былые времена на крыши настилали только его, но сегодня он не только утратил лидирующие позиции, но фактически перешёл в разряд устаревших материалов. Хотя, несмотря на это, рубероид всё ещё применяется многими строителями из-за низкой стоимости и довольно простой технологии укладки.

Главный недостаток рубероида — малый срок службы (всего 5–7 лет), обусловленный слабой морозоустойчивостью битума, его незащищённостью перед ультрафиолетовым излучением и перепадами температур, а также непрочностью картона — побудил к созданию более долговечных материалов. Вот их перечень:

    Битумные материалы с фольгой вместо картона: фольгоизол, металлоизол и другие.

Фольгоизол

Для покрытия крыши гаража используют наплавляемый вариант фольгоизола с фольгированным покрытием сверху и битумной подложкой снизу

Структура битумно-полимерных материалов

Битумно-полимерные кровельные материалы имеют многослойную структуру, в основе которой находится каркас из стеклоткани или полиэстера

Однослойная кровельная мембрана

Однослойные кровельные мембраны могут монтироваться на крыше гаража даже в холодное время, причём укладываются они в один слой

Битумсодержащие кровельные материалы нельзя применять при уклонах крыши более 25 o : в жару покрытие размягчится и сползёт.

Наливные кровли («жидкая резина»)

Как ясно из названия, кровельным материалом в этом случае выступает двухкомпонентный жидкий состав — мастика, которая через некоторое время после нанесения полимеризуется и превращается в прочное эластичное покрытие, напоминающее резину. Для этого и нужен второй компонент — отвердитель. Смесь довольно густая, так что её стекания по кровле бояться не стоит. Если же уклон слишком большой либо из-за жары состав стал излишне жидким, его можно загустить специальными добавками или цементом. Кроме того, покрытие при больших уклонах армируется стеклотканью.

Устройство наливной кровли

Кровельная мастика после застывания образует прочное и эластичное покрытие, поэтому её и называют жидкой резиной

Как и рулонные материалы, мастики бывают битумно-полимерными и полимерными. Вторые служат дольше всего — 25 лет. К ним относятся хлорсульфополиэтиленовая мастика «Поликров-Л» и бутилбутилкаучуковые «Поликров М-120», «Поликров М-140». Битумно-полимерные изделия служат 15 лет («Эламаст», «Вента-У», «Гекопрен») или 20 лет (битумно-латексная БЛЭМ-20).

Полимерные мастики подобно однослойным мембранам превосходно противостоят любым негативным факторам. При этом они позволяют на любой площади крыши получить бесшовное покрытие.

Кровельные покрытия для крыши с деревянной или стальной обрешёткой

Для крыш из дерева или металла механический способ крепления вполне приемлем — роль крепежа выполняют саморезы, которые легко вкручиваются в обрешётку. Для металлических кровель необходимо использовать специальные саморезы с наконечником в виде сверла или болтовой крепёж. Поэтому на таких крышах в качестве покрытия обычно применяются жёсткие виды кровельных материалов:

    Листы оцинкованной стали, которые соединяются фальцами (фальцевая кровля). Это наиболее дешёвый вариант среди металлических покрытий. Производится из листового проката толщиной 0,45–0,7 мм. Покрытие на его поверхность наносится методом горячего или электрохимического цинкования. Защитная плёнка, полученная первым способом, имеет более высокие прочностные характеристики. Цинк — мягкий металл, подверженный разрушению при механических воздействиях. Чтобы повысить его долговечность, на поверхность листа наносится слой полимера — полиэстера, пластизола или пурала. Срок службы кровельной стали — не менее 30 лет.

Фальцевая кровля

Фальцевая кровля состоит из плоских металлических пластин (картин), которые соединяются специальным замком по длинной стороне

Кровельный профнастил

Кровельный профнастил с полимерным покрытием долговечен, он не боится солнечных лучей и инертен по отношению к химически агрессивным элементам

Гофролист

Гофролист отличается от профнастила только геометрией волн

  • «Монтеррей», профиль которой характеризуется скруглёнными гранями;
  • «Каскад», напоминающий своими строгими очертаниями плитку шоколада;
  • «Джокер», имеющий широкие подошвы и узкую закруглённую выступающую волну.

Цвета металлочерепицы

Металлическая имитация керамической черепицы выпускается в широкой цветовой гамме, поэтому подобрать её под общий стиль строений на участке не составит особого труда

Зарастание шифера мхом

Шиферная крыша без должного ухода со временем покрывается мхом

Крыша гаража из ондулина

Ондулин выпускается в широкой цветовой гамме, легко монтируется и недорого стоит, поэтому часто применяется для покрытия крыш гаражей

В сравнении с мягкой кровлей эти материалы (кроме ондулина) выигрывают в следующем:

  • имеют более длительный срок службы;
  • являются негорючими.

Ондулин же, хоть и является жёстким, по сути своей стоит ближе к мягкой кровле, так как тоже делается из битума. Только битумом в этом случае пропитывается не гибкая, а жёсткая основа — лист из прессованного целлюлозного волокна.

С целью экономии средств односкатную крышу можно покрыть и мягкой кровлей, но для этого вместо обрешётки из реек необходимо укладывать настил из фанеры или досок (сплошная обрешётка).

Мягкая и наливная кровля

Стропильную систему при строительстве гаража применяют редко. Большинство гаражных боксов накрывают готовыми плитами из железобетона и устраивают поверх них мягкую или наливную кровлю.

Как покрыть гараж мягкой кровлей своими руками

Независимо от типа кровельного материала в первую очередь необходимо произвести подготовку основания. Работа заключается в уборке мусора и очистке поверхности от грязи и остатков старого покрытия, если таковое имеется.

Укладка рубероида

Монтаж рубероида можно производить только в тёплую сухую погоду. Материал укладывают в несколько слоёв — от трёх до пяти. Чем меньше уклон кровли, тем больше слоёв следует предусмотреть.

Внутренние слои нужно выкладывать подкладочным рубероидом, а верхний — кровельным, имеющим каменную присыпку. Присыпка является обязательным элементом для битумсодержащих материалов — без неё покрытие очень скоро придёт в негодность из-за воздействия УФ-излучения.

За день до начала работ рубероид нужно развернуть и дать ему отлежаться. Если для этого не нашлось свободного места, следует хотя бы перемотать рулоны так, чтобы материал был изогнут в другую сторону.

Работы производят в следующей последовательности:

    Если основание не является ровным, осуществляют его подготовку: наплывы раствора сбивают зубилом, выбоины или трещины заделывают цементно-песчаным раствором. Если имеется старое покрытие, его нужно снять. После этого с крыши удаляют грязь и мусор, тщательно сметают пыль.

Снятие старого кровельного покрытия

Если на крыше уложено старое покрытие, его необходимо полностью удалить

  • разогретым битумом с толщиной слоя не более 5 мм (при большей толщине заливка может растрескаться);
  • кровельной мастикой, разогретой до температуры в 200 o C — это наилучший вариант, но стоит он дороже других;
  • грунтовкой, представляющей собой смесь из битума (4 л), керосина (6 л) и мелового порошка (1,5 кг).

Заливка основания кровельной мастикой

Кровельная мастика является самым надёжным и качественным праймером под рубероид, но стоит она дороже других грунтовочных материалов

Схема кровельного пирога по сплошной деревянной обрешётке

Если по краю крыши гаража сооружается бордюр, то его также нужно закрыть слоем рубероида

Часто рубероид настилают на проржавевшую металлическую крышу. В этом случае в качестве клеящего состава следует использовать горячий битум. При проведении работ очень важно соблюдать осторожность, так как стоя на проржавевшем листе кровельного железа, с большой вероятностью можно провалиться.

Укладка бикроста

Бикрост, равно как и другие битумно-полимерные материалы, например, рубемаст, можно укладывать двумя способами:

  • методом наплавления, для чего нижнюю поверхность следует разогреть газовой горелкой или паяльной лампой;
  • приклеиванием при помощи мастики. Этот способ применяется на односкатных крышах с деревянной сплошной обрешёткой, на которых использование открытого огня может привести к пожару.

Как и рубероид, бикрост нужно укладывать в несколько слоёв, верхний из которых должен быть присыпан каменной крошкой.

Если бикрост наклеивается на мастику, его монтаж ничем не отличается от монтажа рубероида. Если же используется метод наплавления, нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Основание после выравнивания и удаления пыли покрывают специальной грунтовкой — праймером.
  2. Рулон бикроста предварительно разматывают, примеряют, укладывают с нужным нахлёстом и заходом на стены, после чего скручивают его с обеих сторон к середине, не сдвигая.

Предварительная примерка рулона

Прежде чем приступать к наплавлению бикроста, его разматывают и выравнивают по месту установки

Наплавление бикроста

Нижний слой бикроста и основание разогреваются при помощи горелки одновременно

Раскладка полос наплавляемой кровли

Полотна бикроста укладываются вдоль уклона крыши с нахлёстом в 80–100 мм по длинным стыкам и 150 мм по коротким, при этом расстояние между поперечными стыками должно быть не менее 500 мм

Ходить по ещё тёплому бикросту нельзя — это приведёт к его повреждению.

Видео: как самому покрыть крышу гаража

Монтаж наливной кровли

Устройством наливной (мастичной) кровли следует заниматься при температуре воздуха от +5 до +30 o C. Вот как происходит монтаж:

  1. Основание (оно должно быть ровным) очищают от пыли, если имеется влага — подсушивают.
  2. При необходимости основание грунтуют цементно-песчаным раствором (требуется для некоторых видов мастик).
  3. Чтобы обеспечить максимальное сцепление, на основание наносят грунтовку, полученную путём растворения битума в керосине.

Грунтовка поверхности под наливную кровлю

Перед нанесением мастики поверхность крыши грунтуют раствором битума в керосине

Нанесение наливной кровли

Первый слой наливной кровли наносится на поверхность и разравнивается щёткой или валиком

Видео: жидкая кровля — общее применение

Жёсткая кровля

Жёсткими материалами покрываются отдельно стоящие или примыкающие к дому гаражи. Обычно на частных подворьях крыши всех построек согласовывают с основным строением. Поэтому на первое место ставят не экономичность, а соблюдение общего дизайнерского решения.

Как покрыть гараж жёсткой кровлей своими руками

Технология покрытия гаражной крыши должна соответствовать выбранному кровельному материалу.

Монтаж профнастила

Не забудьте перед монтажом снять с листа защитную плёнку. Если она побудет какое-то время под солнечными лучами, избавиться от неё уже не удастся, при этом вид кровельного покрытия будет испорчен.

На крышу профнастил укладывают так:

  1. Поверх стропил настилается гидроизоляционная плёнка. Натягивание недопустимо — плёнка должна провисать на 2–4 см.
  2. Плёнка прижимается укладываемыми вдоль стропил брусками — контробрешёткой.
  3. Поперёк контробрёшетки набивается обрешётка — рейки или доски. Благодаря такой конструкции под профнастилом окажется вентилируемый зазор, без которого на металлической поверхности конденсировалась бы влага.

Обрешётка под профнастил

Бруски контробрешётки, расположенные по стропилам, обеспечивают необходимый вентиляционный зазор, а продольная обрешётка служит для крепления профнастила

Нахлёст между листами профнастила

В большинстве случаев нахлёст между листами профнастила составляет одну волну, для самых бюджетных вариантов покрытия (С-8 и С-10) — две волны

Монтаж профнастила

Крепление листов профнастила производится специальными кровельными саморезами, которые вкручиваются в низ волны

Капиллярная канавка

Капиллярная канавка защищает место стыка листов от проникновения влаги

  • свыше 30 o – 150 мм;
  • от 15 до 30 o – 200 мм;
  • от 12 до 15 o – 250 мм;
  • менее 12 o – 250 мм.

Долговечность профнастила побуждает многих укладывать его и на бетонное основание — вместо малопрочной мягкой кровли. В этом случае листы крепятся так:

  • к бетонным плитам дюбелями крепят специальные металлические планки, верхние грани которых выравнивают в одной плоскости;
  • к планкам прикручивают деревянные бруски — обрешётку;
  • к обрешётке по описанной выше технологии крепят профнастил.

Видео: перекрытие крыши гаража профнастилом

Укладка гофролиста

Как уже говорилось, гофролист отличается от профнастила только тем, что впадины и гребни волн у него являются округлыми, как у шифера. Такая форма профиля делает его более прочным. Что же касается монтажа, то выполняется он точно так же.

Устройство фальцевой кровли

В роли покрытия в фальцевой кровле выступают листы оцинкованной стали. Как и профнастил, они могут иметь полимерное покрытие. При укладке нужно учитывать следующее:

  1. Плоские листы обладают гораздо меньшей жёсткостью в сравнении с профилированными, поэтому минимальный уклон для крыши должен составлять 7 o .
  2. Вентиляционный зазор под кровельным материалом формируется так же, как в случае с профнастилом — при помощи укладываемой поверх гидроизоляционной плёнки контробрешётки.
  3. Уложенный на обрешётку лист оцинкованной стали крепится при помощи кляммеров. Одну планку кляммера нужно зацепить за согнутую кромку листа, вторую — прикрутить саморезами или прибить гвоздями к обрешётке.

Крепление фальцевой кровли кляммерами

Кляммер прикручивается к обрешётке и держит кровельный лист при помощи специального зажима

Типы фальцев

Двойной стоячий фальц является более надёжным соединением, но для его формирования потребуется специальный инструмент

Гидроизоляция крыши, заделка швов

Если в конструкции крыши присутствует какой-либо элемент, например, зенитный фонарь или вентиляционный выход, между ним и кровельным покрытием образуется щель. Понятно, что такие места нужно надёжно герметизировать. Самый эффективный способ — применить специальный гидроизолирующий фартук.

Изготовленная из жести деталь представляет собой подобие юбки, верхняя часть которой облегает установленный на крыше элемент, а нижняя — прилегает к кровельному покрытию. Причём со стороны стока воды нижний край по возможности заводится под покрытие. И к элементу, и к покрытию фартук прикручивается саморезами, при этом места соединений предварительно смазываются герметиком для наружных работ.

Саму щель можно для надёжности заполнить строительной пеной — она будет скрыта фартуком, так что УФ-излучение ей не грозит.

Фартук для венттрубы имеет коническую форму и называется крызой. Производители профнастила, металлочерепицы и других видов кровельного покрытия выпускают крызы, нижняя часть которых по форме соответствует профилю кровельного материала. Сегодня очень популярной стала универсальная крыза «Мастер Флеш», изготавливаемая из модифицированного полимера. Она плотно обжимает трубу за счёт собственной упругости, а нижний край благодаря его гибкости можно плотно приложить к покрытию любой формы.

Крыза «Мастер Флеш»

Упругость и гибкость материала позволяет применять крызы «Мастер Флеш» на любых типах покрытия

Менее долговечным средством герметизации стыков и швов является жидкая резина (кровельная мастика), о которой рассказывалось выше. Её достоинство состоит в способности проникать в щели самой сложной формы. Она же часто используется и для ремонта кровли.

В крайнем случае, если современных материалов под рукой не оказалось, щель можно замазать по старинке цементно-песчаным или глиняным раствором.

Теплоизоляция крыши гаража

В случае с бетонной крышей утеплитель укладывается поверх плит, то есть в кровельном пироге он будет располагаться под стяжкой и финишным покрытием. Перед укладкой основание нужно застелить пароизоляционной плёнкой.

В роли теплоизолятора должны применяться материалы, способные без деформаций выдерживать значительные нагрузки. Обычно используют:

    Керамзит. Наиболее доступный, но зато наименее эффективный материал. Хорошо поглощает звуковые волны и плохо проводит тепло (коэффициент теплопроводности составляет 0,12–0,15 Вт/м*К). На керамзит не действуют низкие температуры, огонь и вода — при любых обстоятельствах он сохраняет свою структуру неизменной. Материал абсолютно инертен к агрессивным химическим соединениям. Но все свои положительные свойства керамзит проявляет лишь при условии большой толщины слоя — не менее 500 мм.

Керамзит

Керамзит является неброским на вид, дешевым и лёгким материалом, который хорошо выполняет задачи по утеплению кровли

Экструдированный пенополистирол

Мелкие ячейки экструдированного пенополистирола полностью закрыты, поэтому он не накапливает водяные пары и влагу

Односкатную крышу обычно утепляют изнутри:

  • между стропилами крепят обычный пенопласт (правильно — гранулированный пенополистирол) или плиты из минваты;
  • между утеплителем и гидроизоляционной плёнкой также оставляют продуваемый зазор;
  • снизу утеплитель зашивают пароизоляционной плёнкой.

Вариантов устройства крыши гаража — множество. Можно найти подходящий для любого бюджета. Главное — помнить, что работы на высоте нужно производить с тщательным соблюдением правил техники безопасности и желательно с помощником.

Источник https://orchardo.ru/35745-chem-pokryit-kryishu-garazha.html

Источник

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *